В армейских «верхах» наконец поняли, что дальше будет хуже. Перед четвертым чемпионатом СССР (1938 год) команду возглавил новый тренер, знаменитый защитник сборных Москвы и СССР Михаил Осипович Рущинский. Обладая большим авторитетом в футбольных кругах, новый тренер потребовал у руководства срочного усиления команды. Накануне сезона в команде появились высококлассные игроки — Петр Щербатенко, Алексей Базовой, Андрей Протасов, Александр Абрамов.

Но, несомненно, главным событием в формировании новой команды стал приход на место левого крайнего нападающего Григория Федотова — человека, которому судьбой было предназначено навсегда стать символом армейского футбола. В первом же своем армейском сезоне Федотов стал не только лучшим бомбардиром команды, но и подлинным ее лидером.

Григорий Иванович родился, вырос и начал играть в футбол в подмосковном «текстильном городке» Глухово (позже — включен в территорию Ногинска) и оттуда пришел в команду «Металлург» столичного завода «Серп и молот», к тренеру Борису Аркадьеву. По Москве пополз слух, что у металлургов появился чудо-игрок. Причем толковали о нем не только болельщики.

«...Как-то, обмениваясь со мной мнениями о делах футбольных, — вспоминает Андрей Старостин, — один из известных футболистов упомянул имя игрока, появившегося у них в клубе «Серп и молот», назвав его «восходящей звездой». «Одним словом, талант милостию божию, — заключил он, — сходите и посмотрите». Вскоре я «пошел и посмотрел». В восторге я уходил со стадиона. Его пробудил восемнадцатилетний мальчишка из подмосковного Глухова. Всему, что он делал на поле, его не мог научить никакой тренер. Он обладал абсолютным футбольным слухом. Наставники здесь ему были не нужны. Наоборот, они могли у него научиться тому, как бить мяч, как его вести, останавливать или передавать с ходу. Какую, когда и где занять позицию во время атаки или обороны.

Как продолжить, развить наступление: путем ли индивидуального вторжения или длинной передачей. Наносить ли удар с ходу или, чуть заметно обработав мяч, с ювелирной точностью отпасовать его для удара партнеру. Наблюдая в этот раз за игрой Федотова, я увидел дважды примененный им прием, который показался выполненным случайно, настолько он был сложным, чтобы считать его постоянным тактическим оружием футболиста. Он дважды, как говорят, замыкал прострельную передачу с правого фланга ударом головой, находясь в низком, лучше сказать, бреющем полете, горизонтально вытянувшись в 20-30 сантиметрах над землей. Первый мяч попал в боковую стойку. А второй влетел в сетку ворот. Это было маленькое футбольное чудо. Совершенство технического мастерства и тактического расчета. Это была демонстрация чувства футбольного ритма, учтенного в сотых долях единиц времени, пространства и движения.

В то время как его партнер по команде Вадим Потапов от центра поля по правому флангу стремительно продвигался с мячом в ногах к воротам противника, Федотов синхронно двигался по левому флангу. Он точно учитывал скорость партнера, наблюдая за мячом. Кроме того, ему нужно было взвесить затраты времени Потапова на замах, дальность полета мяча и определить место стыковки с ним для нанесения удара по воротам. И что важно — не попасть при этом в положение «вне игры»! Правильное решение заключалось в одном: ударить по мячу нужно головой, находясь в горизонтальном полете вперед. И как мастерски, артистически непринужденно он исполнял этот труднейший заключительный аккорд своей небольшой футбольной симфонии! И это не было случайностью. В дальнейшем любители футбола не раз становились свидетелями подобных федотовских концовок в футбольных баталиях самого высшего уровня.

После матча я зашел в раздевалку. Мне хотелось посмотреть на любимца местных зрителей. За время игры я убедился в его уже тогда проявившемся прямо-таки магическом