1914

Апрельские тезисы выглядели в виде международных встреч. Сначала николаевцы съездили в Одессу, затем принимали соседей на своих площадках. «Спортивный клуб» пригла сил в гости команду Киева, так была открыта новая площадка на улице Курьерской. Матч Ни колаев - Киев завершился вничью — 1:1. Уже первые встречи «Униона» засвидетельствовали, что новый клуб представляет из себя грозного соперника. Ряд игроков перешли в состав этой команды из «Спортивного клуба». И он уже не выглядел таким непобедимым, как прежде. При мером тому — поражения дома от одесских «Турн-ферейна» и «Спортинга».

К весне 1914 года на юге России было открыто уже двадцать кружков любителей спор та и двенадцать футбольных плацев, — извещал журнал «Русский спорт». Об открытии 7 апреля нового футбольного поля в Николаеве писала местная «Трудовая газета»:

«Прогремел салют из пушки, разрезана широкая лента, про тянутая поперек поля. Духовой оркестр исполняет марш «Морской король», первые тимы (составы) николаевского и херсонского «Спортингов» выбегают на новый футбольный плац».

Открытие футбольного плаца в Николаеве состоялось но адресу: улица Пограничная, угол Садовой. На долгие годы эта арена стала основной в Николаеве, носила разные названия. К сожалению, ныне состояние некогда прекрасного стадиона удручающее. А марш «Морской король», между прочим, еще долго, до середины тридцатых годов, звучал перед началом фут больных встреч на стадионах страны.

ЗАГАДКИ МАРША «МОРСКОЙ КОРОЛЬ»

В 1693 лондонские издатели Boosey & Hawk.es опубликовали марш «Рип- j aub» («Пенджаб») Чарльза Пейна (Charles Payne). Клавир был создан компо зитором Шарлем Летьером (Charles LeThiere), О композиторе известно очень мало. По семейным преданиям, он служил «в каком-то гусарском или уланском полку в Индии». Рукописи Чарльза Пейна хранятся в Неллер-холл (Kneller Hall), богатом традициями школы военной музыки английской армии. Одна ко, другой марш, «Sutlej», который бьш опубликован Boosey & Hawkes вместе «The Bandsman's Favourite» в 1904, указывает вместе с «Punjaub» на походы в Индии, в которых участвовали 3-й и 11-й гусарский, а также 9-й уланский полки. В Австрии и Чехословакии эта английская композиция была известна как «Marinemarsch» или «Royal de la Marine», в Российской Империи и СССР — как «Марш Кубанского пластунского батальона «Морской король». Композитор М. А- Кюсс указывает на свое авторство, хотя, возможно, он всего лишь делал аранжировку для отечественных оркестров.

Композитор Макс Аверьянович Кюсс (17(5.03) 1877—1942) родился в г. Ша- вельске (ныне г. Шауляй, Литва) . Обучался игре на кларнете. В 1892 по ступил на дирижерско-хоровое отделение Одесского музыкального училища. Служил капельмейстером Второго Восточно-Сибирского стрелкового полка, 33-го Сибирского стрелкового полка, на фронте 5-й Донской казачьей дивизии. В 1917-1918 —капельмейстер отдельного батальона «Георгиевских кавалеров». В 1919 композитор добровольно вступил в ряды Красной Армии, где дослужился до командира музыкального взвода Первого конвойного полка Образцово-по казательного оркестра (1925-1927). Сейчас это Образцовый оркестр Кремлев ской роты почетного караула. В 1937 организовал Военно-музыкальную школу для детдомовцев в г. Одессе, был руководителем духового оркестра милиции города. Есть свидетельства очевидцев, которые видели М. Кюсса в колон не военнопленных при захвате немцами города Одессы в 1942. В автобиогра фии М.А. Кюсс указывает, что им написано свыше 100 композиций — вальсов, маршей, полонезов. В их числе вальсы — «Грезы любви», «Разбитая жизнь», «Скорбь души», «Моя тайна»; марши — «Тяжелая жизнь», «Привет Республике», «Морской король», салонный танец «Дирижабль», фокстрот «Алеша — ша!», тан го «Ночь б Бразилии» и др. Во Владивостоке в 1909 впервые прозвучал его знаменитый вальс «Амурские волны» (первоначальное название вальса — «За лива Амурского волны»). Творчеству М. Кюсса посвящены картины художника Г.И. Пронского, а жизнь и деятельность нашла отражение в произведениях писателя В. И. Лупача.