Если раньше неизмеримо высоко ценился снимок игрока, забивающего «фантаста- ческий» гол в ворота противника, то сей час гораздо большую ценность имеет фото какой-нибудь звезды футбола, просто по зирующей фотографу. Теперь фотографам приходится работать по более плотному графику. Они часто уходят со стадиона уже после первого тайма, стараясь успеть обра ботать снимки для завтрашних статей. Все это приводит к тому, что опубликованные фотографии не всегда передают остроту ситуации на поле.

Благодаря развитию технологии элек тронных изображений в большинстве га зет появилась возможность монтировать снимки хорошего качества прямо из теле новостей, что также снижает уровень про фессиональной футбольной фотографии. Скорее всего, зрителям вскоре не разрешат приносить фотокамеры на футбольные матчи — телевизионные станции и бога тые клубы ревниво охраняют свои права на информацию.

Вообще усиление контроля над произ водством и использованием фотопродукции вызовет дальнейшие изменения в содержа нии футбольных снимков — изображения будут выполнять скорее функцию рекламы футбольного продукта, а не комментария спортивного события.

Источники:

Campbell, В., Exploring Photography (London: ВВС, 1978).

Frizot, М. (ed.), A New History of Photography (Koln: Koneman, 1998).

Gemsheim, H. and A., A Concise History of Photo graphy (London: Thames and Hudson, 1965). Spender, H., «Lensman» Photographs 1932—1952 (London: Chatto and Windus, 1987). Szarkowski, J., The Photographer s Eye (London: Seeker & Warburg, 1980).

Иен Бизли

Футбол для слепых j

Широкую общественность может уди вить сам факт существования футбола для слепых, но он стал пользоваться особен ной популярностью со второй половины

XX века. Искусство такой игры основано на навыках ориентировки и коммуникации, т. е. на координации между слухом и дви жением ног.

Первое упоминание о футболе для сле пых появилось в 1950-х годах — именно тогда эта футбольная игра возникла в Ко ролевском национальном колледже для слепых в Шрусбери. Мячом послужила кожаная коробка с сухим горохом, чтобы игроки могли определять местонахождение мяча по слуху. Соревнования в этом виде не проводились, но по мере развития фут больных навыков росло и желание слепых футболистов соперничать друг с другом, а не просто гонять мяч по полю. В специ альных школах для детей с недостатками зрения стали поощрять футбол для слепых и устраивать турниры на первенство школ. Матчи проводились между смешанными командами по пять человек, в составе каж дой из которых было по три слепых и два слабовидящих игрока.

Перемены наступили в 1970-х годах. На смену траве пришел гудрон или бетон, а мяч стал гораздо легче и «заметнее». Теперь он был из пластика со свинцовой дробью вну три. Старый, кожаный мяч издавал доволь но тихий звук, его особенно хорошо было слышно, когда играли на траве. Это повы шало уверенность, а значит, и техничность игроков, и матчи стали более быстрыми и напряженными. Встречи проходили на пол ностью огороженных площадках размером с теннисный корт, чтобы игрокам было лег че рассчитывать свои позиции. В футболе для слепых ворота были не такими, как на обычных площадках для мини-футбола,