желает поражения нашей национальной команде в Ирландии, чтобы убрать Валерия Георгиевича Газзаева с тренерского мостика. Когда в Японии мы «не прошли» бельгийцев и не вышли в следующий тур, некоторые говорили: «Зато теперь уйдет Романцев!», то есть «нет худа без добра». Определенная часть болельщиков очень ревниво относится к ситуации, когда главный тренер сборной команды страны строит эту команду на базе своего клуба. Болельщики «Динамо», ЦСКА испытывали такую жуткую неприязнь к спартаковцам, на которых Романцев делал ставку в сборной, что даже желали поражения сборной своей страны!

Я могу сказать про армейских болельщиков. То же сейчас, на те же грабли наступает Валерий Георгиевич: в команде появляются люди, которые, мягко говоря, не должны появляться в этой сборной - теперь сборная вызывает жуткую неприязнь у болельщиков «Спартака». Я уже сказал, что на романцевскую сборную принципиально не ходили цеэсковские болельщики. Я эту проблему знаю изнутри и знаю тех людей, которые сейчас с шарфами. Они только кажутся такой неуправляемой толпой, на самом деле эта организация почище многих, как любая болелыцицкая структура. Мне кажется, одна игра сплотит всех - это игра с Грузией. Все болельщики сборной забудут все распри и раздоры - такая договоренность есть у болельщиков и ЦСКА, и «Спартака», и других московских команд. Они заключают перемирие: «Забываем все, все идем на игру». Это из-за того, что грузины устроили у себя на стадионе, когда освистывали наш новый российский гимн на музыку бывшего гимна Советского Союза. Мне он тоже не нравится, мне тоже больше нравился гимн Глинки. Но все равно заиграет гимн России - я встану, потому что это порядок, это закон, это дисциплина, я гражданин моей страны.

Поэтому я согласен с тем, что футбол способствует более формированию патриотизма, чем шовинизма, националистических настроений.

По-моему, это очень трудно - манипулировать массовым сознанием и поведением людей. Вот, например, на Украине пытались предвыборную кампанию переносить на футбольные дни. Я никогда не забуду, как на играх киевского «Динамо» на республиканском стадионе призывали голосовать за Черновила: вывешивали большой такой плакат «За Черновила!». Это вызывало отторжение. Проваливаются, как правило, такие акции. Человек пришел не за этим и заставить его смотреть что-то навязываемое очень трудно - он как бы инстинктивно охраняет свою принадлежность к определенной касте (футбольного болельщика), к своему спортивному клубу и поэтому отторгает все чуждое. Он идет смотреть футбол и все, что с ним связано: замены, например, или когда Газзаев бегает по бровке и кричит на игроков.

Футбол, безусловно, способствует формированию мифов, особенно мифов об индивидуализме или коллективизме народа. Послушайте любого нашего ветерана: «Вот раньше было так, мы могли...» Вы с Никитой Павловичем общались? С Рейнгольдом общались? Наверняка каждый из них вспоминал, что было «тогда», говорил: «Тогда было лучше» и рассказывал много футбольных историй, легенд и мифов. Тогда поля были зеленее, мячи круглее, футбол лучше! В какой-то степени это все мифы. Это все было. Это наша история, но это и мифы. В 1952-м очень боялись проиграть югославам на Олимпийских играх в Хельсинки - проиграли, поэтому команду ЦДКА расформировали. В остальные годы тоже каждый чего-то как-то боялся. Боялись остаться на Западе, потому что семью репрессируют. В первую очередь человек думает о ближнем - хоть в социалистическом обществе, хоть в капиталистическом: мать, отец, жена, сын, дочь. Потом, возможно, уже о флаге. Поэтому формированию мифов футбол очень способствует. Очень.

Вот игра киевского «Динамо» с немецкой командой «Верталаффе» - это миф или правда? Что-то наверняка было подменено, изменено впоследствии. Безусловно, это героизм - это даже не обсуждается. На этом можно было выстроить - и выстраивали - определенное мифологопатриотическое, героизированное сознание. Наверное, когда есть такие люди, как Зидан, как Бекхэм,