со слабым противником; пятый, предыгровой день, естественно, посвящался непосредственной подготовке к матчу и отдыху. А на шестой день — игра. При таком режиме работы в течение всего сезона могла ли сборная обрести тактическое лицо, достичь взаимопонимания?

—    Как вы считаете, не увеличился ли разрыв в мастерстве по сравнению с сильнейшими командами мира?

—    Если и не увеличился, то, во всяком случае, не сократился. И наблюдаем мы это из года в год. Я, может быть, повторюсь, но хочу заметить, что даже киевское «Динамо», находясь в зените славы, никак не могло успешно выступить в Кубке чемпионов. Неудачи киевлян нам тогда казались случайными. Но и другие чемпионы далеко не пробивались. Я говорю о чемпионах еще и потому, что в этом турнире выступают сильнейшие команды своих стран, большинство игроков которых составляют костяк сборных. У нас ведь тоже так обычно бывает. И если сравнивать нашу сборную с лучшими сборными других стран, легко заметить, что средний уровень подготовки у нас ниже, чем у них. Конечно, есть и у нас футболисты, по своему мастерству приближающиеся к международному стандарту. Кажется, им остается сделать лишь шаг, чтобы стать «звездами», но сделать этот шаг, преодолеть какой-то невидимый барьер никак не удается. На мой взгляд, вопросы физической готовности у нас успешно решаются, по крайней мере незаметно отставания в этом деле. Не поймите меня так, что можно на этом успокоиться и перейти к решению других вопросов. Нет, об атлетизме нельзя забывать никогда. Но объективности ради надо признать, что формы и методы атлетической подготовки у нас найдены, им надо следовать, совершенствовать и не шарахаться из стороны в сторону.

В то же время учебно-тренировочный процесс в клубах протекает, по всей вероятности, таким образом, что средства и методы работы больше направлены не на развитие в комплексе игрового мышления и конкретных технических элементов, а на отработку разрозненных игровых действий. Получается так, что большинство технических элементов, например обработка мяча, удары по воротам, ведение мяча, передачи, отрабатываются в отрыве от решения тактических задач. У нас применяется огромное количество разнообразных упражнений. Но важно разобраться, как их использовать в определенной последовательности таким образом, чтобы добиться взаимосвязи тренировки и игры, добиться умелого освоения