пионате Рио 40% голов было забито со стандартных положений. Значит, есть конкретное поле для совершенствования мастерства, этим и надо сейчас заниматься, а не спорить о далеком будущем.

—    И как же вам видится ближайшее будущее нашего футбола, коль скоро мы беседуем в канун открытия чемпионата страны?

—    По-моему, лед тронулся. Я уверен, что здоровые силы возьмут верх в нашем футболе. В 1977 году зрелищных матчей было раз, два — и обчелся, в прошлом сезоне — гораздо больше, в этом — будет еще больше. И многое, между прочим, зависит от пропаганды футбола. Вкусы зрителей, да и футболистов восйитывает, в частности, телевидение. Кажется, совсем недавно был у нас период, когда с хорошими комментариями показывали подборки красивых голов, интересных моментов, острых ситуаций. Так необходимо пропагандировать и наш футбол, и лучшие образцы мирового футбола.

-Ну, уж чемпионат мира наше телевидение осветило лучше некуда. Все самые интересные матчи показало.

—    Что касается чемпионата мира, то тут действительно — к журналистам никаких претензий. И в прессе анализ был превосходный. Здесь у меня претензии скорее к коллегам-очевидцам. Чересчур поверхностные суждения они высказывали. И в какой-то абстрактно-наукообразной форме. А ведь чемпионат мира каждую команду призывал найти, что для нее лучше, и, совершенствуя это, расти. Тогда бы и наш футбол становился все лучше.

—    Вы говорите: найти? То есть найти что-то новое? Или определить, в каком направлении улучшать то, что у тебя уже есть?

—    Зачем начинать, когда надо продолжать? Я, например, в своей работе продолжал начатое М. Якушиным, а до него и другие люди делали для команды что-то хорошее. Если есть что продолжить, то незачем начинать с нуля. В мемуарах балетмейстера Михаила Фокина «Против течения» я вычитал такую мысль. Он приехал в Америку с целью создать там русский балет и вдруг присмотрелся и увидел, что там есть собственные танцевальные традиции. Тогда он изменил свою точку зрения, оперся на местные традиции и развил их с помощью достижений великого русского балета. По-моему, так надо подходить и к развитию футбола. И относиться к нему при этом как к высокому искусству, существующему для людей. Никогда нельзя забывать, что мы играем для людей!