исту в борьбе за мяч или шайбу. Смелость необходима гимнасту, выполняющему сложное сальто, парашютисту, совершающему затяжной прыжок, фигуристу, прыгуну в воду, мотоциклисту, боксеру. Все это безусловно, очевидно. Речь идет о, так сказать, конкретной смелости,

о необходимом каждому человеку качестве характера. Каждому человеку, а спортсмену — тем более. Хоккеисту — чтобы броситься под летящую шайбу, футболисту — чтобы не дрогнуть перед «жестокой ногой», фигуристу — чтобы не бояться твердого льда, а боксеру — сурового удара...

Но разве не столь же важна иная смелость, которую можно назвать творческой? Смелость изобретателя, первооткрывателя. Смелость идти непроторенным путем. Смелость опровергать общеизвестные, казалось бы, апробированные, привычные истины. Смелость — что сродни вере в себя, уверенности в себе, но не самоуверенности. Творческая смелость, что родила «вертушку Диомидова» и «петлю Корбут». Что побудила толкателя ядра Барышникова применить новый стиль. Что помогает прыгуну в высоту осваивать «фосбюри-флоп», меняя уже изученный способ прыжка. Смелость, что позволила ответить на «вызов» канадских профессионалов и освоить силовую борьбу по всей площадке. Смелость выбирать тактику, которую потом и называют смелой.

...На чемпионате мира по футболу 1970 года в Мексике наши специалисты-наблюдатели разъехались просматривать возможных соперников сборной СССР по четвертьфиналу. Жребий свел затем нашу команду со сборной Уругвая. И вот с предстоящим соперником знакомят игроков. У страха глаза велики — вековая мудрость народа. Какими только не обрисовали наблюдатели уругвайцев! И сборная выбирает тактический вариант, который не только ломает собственную игру, но и приводит к обидному поражению от ничем и ни в чем не превосходящего нас соперника, избирает тактику, полярную эпитету «смелая».

Спустя 12 лет, на чемпионате мира в Испании, один из старших тренеров сборной едет просматривать команду Шотландии. И тот же антиэффект. Шотландцы показались ему такими сильными, непобедимыми, что снова наши футболисты усиливают оборону, отказываются от активной игры. Желанная ничья, однако, добыта. Плохую игру тренер-наблюдатель оправдывает тем, что задача, мол, выполнена. Но разрушив, расстроив игру, попробуй