Любомир КАНТОНИСТОВ: Мы точно не будем делать резких движений

4 декабря 2019

Сегодня мы публикуем вторую часть большого интервью с Любомиром Кантонистовым, в которой спортивный директор «жёлто-зелёных» бросает взгляд в прошлое, рассказывает о настоящем и осторожно заглядывает в будущее…

Кантонистов Любомир

- Давайте вернёмся к прошлому сезону. Можете пояснить, с чем связан его неубедительный второй отрезок?
- Я бы не хотел комментировать. Не очень хочется оглядываться назад.

- Можно поставить точку в истории с Мурачёвым? Почему всё-таки его не взяли?
- Давайте я развею все мифы по Мурачёву. Мы бы с удовольствием его оставили. Но, ту зарплату, которая у него была в том сезоне, мы ему предложить не могли.

- Есть информация, что он был готов согласиться на такие же условия, как и у Воронкина.
- Я не пойму, а вы его агенты, что ли? (смеётся)

- Нет, но он просто очень качественно отыграл в прошлом сезоне, а сейчас в защите большие проблемы… Прошло пять туров, а Мурачёв всё без клуба. Мы его как-то случайно встретили и спросили: «А пойдёшь на условия, как у Воронкина?». Он сказал, что пойдёт, так как боится вообще остаться без футбола.
- Мне кажется, что он вас ввёл в заблуждение. Да, многие футболисты любят дружить с болельщиками. А болельщикам можно говорить всё, что угодно. Например, что готов играть, условно, за 50 тысяч. Но, когда дело касается денег и контракта с клубом, тогда начинается другой разговор – тут уже за 50 тысяч играть не готов никто.

- Хорошо, давайте так: переговоры с ним были? Или он ушёл – и ушёл?
- Смотрите, какая тут ситуация. Переговоров непосредственно по контракту с ним не было. С ним были переговоры по выплатам нашей задолженности за прошлый сезон. Лысенко постоянно был с ним на связи. И Станислав Анатольевич ему сразу обозначил, что мы не потянем такие условия. При этом разговора, что он может остаться за 50 или 60 тысяч, не было. Вот и всё.

Насколько я знаю, Мурачёв сейчас играет в Белоруссии, там у него хорошая зарплата. Вообще, они все готовы играть, но когда условия маленькие, то уже немножко не готовы.

Меж тем, я вас прекрасно понимаю, поскольку в глазах болельщиков Мурачёв – это воплощение страсти, борьбы и азарта. То есть, всего того, за что любители футбола ценят игроков. Хотя, по его игре в плане качества иногда возникали вопросы. Естественно, когда ты визуально смотришь – футболист бьётся, стелется головой в подкате, выходит на поле с травмой, ничего не боится – то это подкупает. Поэтому все всегда хотят, чтобы в команде были такие футболисты.

Я бы не сказал, что у нас есть сейчас такой игрок. Но, могу отметить бойцовские качества Поправкина. Или, может, вы меня поправите?..

- Какое сейчас основное направление селекции? Какая основная цель — доиграть достойно этот сезон или мы уже немножко смотрим в следующий?
- Мы, естественно, хотим повысить общий уровень команды. И мы ищем таких футболистов. Но, я сейчас не готов сказать, что мы будем брать игроков под какие-то задачи.

- Планируется ли в перспективе выход в ФНЛ? Или будет день – будет и песня?
- Сейчас ноябрь месяц 2019 года, четырнадцатое место… И как мы сейчас вообще можем говорить о ФНЛ?..

- Ну, болельщики ж мечтают о другом – что наступит 20 июня, что вернётся «Кубань» и будет сразу бороться за повышение в классе…
- Да я всё понимаю. Но не хочу сейчас тут сыпать лозунгами и бить себя в грудь, что, мол, мы сейчас как наберём команду… Я хочу, чтобы всё было постепенно. То есть, мы сейчас не будем много говорить – мы будем много работать. А там уже посмотрим. Естественно, мы хотим быть как можно выше. И это касается даже весенней части текущего сезона. Нам не нравится, что мы внизу.

Смотрите, у нас 17 очков. У Ставрополя сколько? – 27. И они на пятом месте. Вот почему бы нам их не достать? Вот такие у нас сейчас локальные задачи.

Так что в наступающее зимнее трансфертное окно мы точечно усилимся, затем посмотрим, как мы проведём весенний отрезок и, исходя из этого, уже будем смотреть в лето. К тому времени мы, к тому же, уже будем понимать и финансовую составляющую. А то я сейчас могу наговорить всё, что угодно, и список такой дать, что вы скажете: «О! Класс!». Но, потом я приду к Станиславу Анатольевичу, а он мне скажет, что мы этот список не тянем финансово. И что дальше? Вот, классный список есть, а денег нет. Я только из этих соображений не хочу говорить громко. При этом надеюсь, что мы точечно усилимся, и вы увидите, что уровень команды вырос.

- Так может уже и не надо никакого усиления? Команда и так хорошо играет…
- Нет. Нужно, нужно, нужно. Это важно и нужно. Хорошо, конечно, что футболисты почувствовали, что они могут играть и спокойно со всеми конкурировать, что никто их не сильнее, по сути. За исключением, разве что, трёх команд.

Потом, вы не забывайте, что у нас большое количество молодых ребят. Они только начинают. Им всего по 18 лет. А в этом возрасте два-три года – это большая разница. В других командах многим игрокам 20-22 года, но, видно, что они уже окрепли, оббились и смотрятся чуть по-другому.
У нас есть Мелекесцев. Он физически сильный парень. Казалось бы, у него есть опыт игры за «Динамо-мол.». Но, я смотрел много его игр в молодёжном первенстве и скажу, что этот турнир тоже не идёт ни в какое сравнение с группой «Юг».

Вот, знаете, есть такое первенство Москвы, там играют все академии московских клубов. На выходе из академии лучшие игроки старших возрастов заключают контракты с клубом и начинают выступать за дублирующий состав в молодёжном первенстве. И снова играют друг с другом. Вот и получается, что все эти игроки, которые раньше выступали в первенстве Москвы, плавно перешли в иной турнир, который другой только по названию, но не по сути. А группа «Юг» ПФЛ – это уже игра взрослых мужиков на результат, это уже игра за деньги, это уже иной уровень.

- Дошли слухи, что клуб планирует заменить семь игроков. Можете прокомментировать?
- Могу заверить, что мы точно не будем делать резких движений до тех пор, пока с кем-нибудь не договоримся.

- Это понятно. Но, со сколькими планируется договориться?
- Коль скоро мы планируем взять в каждую линию по одному человеку, значит, в планах трое-четверо. Ну, максимум, пятеро.

- А был перед началом сезона такой игрок, которого очень хотелось подписать, но не срослось?
- Да, было желание заключить контракты с несколькими футболистами, но, к сожалению, это не получилось из-за нестабильной финансовой ситуации и цейтнота.

Проблемы и перспективы

Кантонистов Любомир

- Из «Урожая-2» вы кого-нибудь рассматриваете?
- Не знаю, в курсе вы или нет, но нас покинули Алексей Петрович Герасименко и Александр Александрович Семенюков. Они нашли себе другое место работы. Поэтому мы сейчас ищем тренера, и второй команды, как таковой, у нас нет. Но мы её будем делать. А тех ребят, которые играли на край, мы отпустили.

В дальнейшем вторую команду мы хотим формировать на базе спортшколы. Плюс, те игроки первой команды, которые не попадают в основной состав. Для начала, правда, нужно определиться с тренером. У нас есть очень интересная кандидатура. Если договоримся, то вы будете приятно удивлены. Это произойдёт уже в ближайшее время. А как будет тренер, так сразу же начнётся и комплектование команды. Она будет играть в чемпионате края.

- Надеемся, тренером второй команды будет не Пикущак. А то все и вправду удивятся. Но, вряд ли приятно.
- А в чём причина? В том, что он из «Краснодара»? Ну, тогда сразу успокою, что не Пикущак. Он сейчас работает в Армении.

- В Академии Футбола, что на Второй Пятилетке летом был неплохой выпуск. Двое игроков ушли в премьер-лигу, трое – в ФНЛ, остальные тоже нашли себе места в профессиональных командах. Да и сам Станислав Лысенко из этой же спортшколы. Обращаете на неё внимание?
- Да, конечно. Как раз на базе этой Академии мы и хотим сформировать вторую команду. Единственная проблема – сейчас очень тяжело удержать ребят. Их манят названия. Да и родители не видят здесь никакой перспективы для своих детей. Они едут в «Ростов». У меня как раз на днях был диалог с одним из родителей по вратарю из спортшколы. Мы его хотели здесь видеть, чтоб он тут тренировался и играл. Планировали даже заявить. Но он предпочёл поехать к Кафанову, потому что это «Ростов». Сейчас все туда едут.

Я объяснял, что ты, мол, не торопись, что успеешь поехать, что к Кафанову приезжают со всей России. Ибо он во вратарском тренерском цехе на сегодня один из лучших. Все мечтают к нему попасть. А здесь, в Краснодаре, вот команда мастеров, здесь точно будет интересно, это новый проект… Вдобавок, он ещё учится здесь. В общем, объяснил всё. И с отцом разговаривал. Но, всё равно позвонили и сказали, что поедут в «Ростов». Хотя, в «Ростове» огромная конкуренция и туда постоянно будут кого-то везти.

Вы же знаете, что в школах селекция круглогодичная. И там когда угодно могут кого-то заявить. Например, мальчик играет, но выглядит слабо, – зачастую никто не будет долго ждать его прогресса в игре, просто привезут на его место другого футболиста. Это, конечно, в основном касается больших академий, типа «Локомотив», «Спартак». Но сейчас и в «Ростове, скорее всего, аналогичная ситуация. Ведь они в тренде, у них хороший результат и их преподносят как большой клуб. Многие же родители хотят всего и сразу, терпения у них нет – потому и везут туда своих детей.

- Почему академии тех же «Локомотива» и «Спартака» практически всех своих выпускников раздают по другим клубам? «Зенит» вообще никого не оставляет…
- А вы представляете, какой уровень должен быть у молодого игрока, чтоб он соответствовал критериям и требованиям основной команды? Смотрите, сейчас «Локомотив» выкупил Жоау Мариу из «Интера» за 18 миллионов евро, Крыховяк 10 миллионов стоит. Понятно, что тяжело выйти из выпуска и сразу влиться в такую команду. Это только единицам удаётся.

- Но ведь даже в дубль не проходят…
- Так потому, что очень высокая конкуренция.

- Отсюда и вопрос: вы следите за теми, кого раздают? Есть ли возможность там искать пополнение?
- Это только кажется, что раздают. Никого они не раздают. Да, они отдают игроков, но, в основном, в свои же команды, выступающие в ФНЛ и ПФЛ. В крайнем случае, отдают в аренду, как в ситуации с Мелекесцевым. Если видят перспективу в игроке, но он не выглядит конкурентоспособным для основного состава, просто продлевают контракт и отправляют в аренду. Окончательно с футболистами расстаются только тогда, когда не видят перспективы.

- А перебить контракт не реально?
- У футболистов, подписавших контракт с клубом, отступные составляют миллионы рублей. Для нас это неподъёмно.

- Так футболист же может не продлить контракт…
- В основном они сразу подписывают долгосрочные контракты – на 3-5 лет. Плюс, у всех свои агенты, у всех свои требования, все хотят какие-то условия.

- Агенты больше мешают или помогают?
- По-разному бывает. Есть такие агенты, которые умудряются брать комиссию с мизерных контрактов футболистов и на телефон просят деньги положить.

- Для вашей селекционной службы есть толк от агентов?
- У нас ситуация простая. В первую очередь мы смотрим футболистов, за которых ничего платить не надо. Это я сейчас говорю об игроках из премьер-лиги. А в ПФЛ и ФНЛ крайне редко игроков продают и покупают. Если такое и бывает, то только выборочно. В этих лигах, в основном, все подписывают контракты на год.

Отмечу, что от хорошего агента может быть толк. Допустим, мне нравится какой-то футболист, и я считаю, что он нам нужен. А у него по контракту, к примеру, ещё полгода остаётся. Тогда я прошу агента решить вопрос с клубом. Если у него хорошие отношения с руководством, и по каким-либо причинам игрок тому клубу не нужен, то вопрос решается. Вот это и есть работа и это реальная помощь.

Кстати, вернусь к вопросу о том, кто мог минувшим летом оказаться в «Урожае». Мы тогда хотели взять из Нальчика центрального защитника – Артура Ольмезова. И как развивалась ситуация? Позвонили ему, но оказалось, что он буквально вчера подписал контракт. Естественно, руководство клуба не захотело его отпускать бесплатно. Хотя там под бумагами ещё чернила не высохли.

- И много просили?
- Триста тысяч.

- А есть агенты, которые не гонятся за сиюминутной выгодой, а работают на перспективу?
- Конечно, есть. Многие агенты – особенно те, которые ведут выступающих на серьёзном уровне игроков – стараются своих начинающих футболистов раскидать по клубам, дабы они начинали прогрессировать и раскручиваться. Агенты именно этим и должны заниматься. Ведь где ещё, как не в ПФЛ и в ФНЛ, раскручивать игрока?

- Расскажите, как работает алгоритм поиска футболистов для команды. Вот, например, главный тренер говорит, что нужен центральный защитник. Дальше что происходит?
- Самое простое – это просмотр матчей. Я езжу вместе с командой, смотрю. Конечно, меня больше интересуют соперники. К сожалению, сейчас я воочию могу смотреть только группу «Юг». Ну, ещё иногда, находясь в Москве, могу сходить на вторую лигу или на ФНЛ.

Ещё есть специализированные сайты. Подписка на них дорогая, но клуб платит эти деньги, чтобы у меня всегда был доступ к просмотру. Как пример – InStat. С его помощью я могу смотреть Россию, Армению и Белоруссию – те страны, в которых мы можем кого-то для себя найти.

Плюс, нам звонят, предлагают, на почту присылают свои резюме и видеонарезки. Частенько меня во ВКонтакте спрашивают футболисты, могут ли они приехать на просмотр. Я не ленюсь и всё это просматриваю, даже если заведомо понимаю, что особого смысла в этом не будет. Зимой в любительских турнирах участвуют профессионалы. И хоть это запрещено, но всё равно ведь делается. Значит, тоже можно сходить и посмотреть.

Сейчас такой доступ к информации, что, в общем-то, больших сложностей с её получением не возникает. Например, все матчи ФНЛ в прямом эфире показывает Яндекс. Так что, тут даже InStat не нужен – в данном случае и без него можно обойтись. Кроме того, в Youtube выкладывают вообще все трансляции. В общем, всё доступно, всё интересно и по любому игроку можно получить любую информацию. Одним словом алгоритм такой: обсудили с тренерским штабом проблемные позиции, начали поиск игроков, просмотрели кандидатов, обменялись мнениями, определились по тем или иным футболистам и на утверждение к Станиславу Анатольевичу. В этом плане я ничего нового вам не открою.

Единственно, есть позиции, на которые очень сложно найти нужного игрока – такого, который устраивал бы по своим качествам.

- И какие же в нашем футболе самые проблемные амплуа?
- На мой взгляд, это центральные защитники. Считаю, что у нас недостаток креативных футболистов – так называемого, десятого номера. Вот, кого вы можете назвать? Сложный вопрос, да? Единственно, Миранчук и Головин на ум приходит. А раньше целый список можно было бы составить. Когда меня в сборную вызвали, сколько у нас было креативных футболистов? Загибайте пальцы – Титов, Аленичев, Семшов, Хохлов, Семак, Аршавин.

- С чем это, на Ваш взгляд, связано?
- Можно долго рассуждать о том, почему в нашем футболе те или иные позиции стали проблемными, но ясно одно: реформа в детском футболе, на мой взгляд, уже давно назрела. Например, во многих академиях контракты с тренерами подписываются на один год. В данной ситуации для детского тренера результат выходит на первый план. Ведь в случае неудачи с ним просто не продлят контракт. Отсюда и начинается погоня за результатом в ущерб развитию индивидуального мастерства футболистов.

Кантонистов Любомир- Как бывший игрок сборной, что можешь сказать о нынешней национальной команде? С одной стороны, разгромили Шотландию, Кипр и Казахстан. С другой, два раза без шансов уступили Бельгии…
- Я считаю, что в целом наша сборная отлично прошла этот отбор. Можно, конечно, сказать, что у нас, мол, были слабые соперники. Но, поверьте, сейчас с любой командой не просто. Сейчас любая команда представляет собой силу. И то, что мы в итоге отказались выше Шотландии, Кипра и Казахстана – это супер! Это здорово! Этим можно годиться. У нас не большой выбор футболистов на самом деле.

А на примере Бельгии мы понимаем, что качество их и наших игроков просто несопоставимое. Матчи с бельгийцами показали, что сейчас мы с ними просто на разных планетах. И тут мы снова возвращаемся к детскому футболу. Вы ж, наверное, читали историю бельгийской футбольной федерации? Когда они провалились в начале нулевых, то решились на кардинальные реформы. Вот и нам надо думать о том, что и как изменить в детском футболе. Иначе нынешние «вечные» проблемы никуда не денутся.

Я считаю, что нам надо отменить игру на результат. Мы за ним гонимся и этим психологически «убиваем» своих детей. Мы их заставляем, мы их ставим в рамки. В итоге они играют не в удовольствие, а играют под большим давлением, боятся допустить ошибку и прочее. А это психологический момент. Тут же они подчас сталкиваются с необъективным судейством и начинаются страшные истории – там за кем-то с пистолетами гонялись, тут прямо в протоколе изменили результат матча.

Чтобы я ещё отменил, так это миграцию игроков. Если ты из Москвы, то играй в Москве. Если ты краснодарский, то играй в Краснодаре. Если ростовский – то в Ростове. Пусть играют местные. Как звёздочки раньше зажигались? Они играли в местных СДЮСШОР и никуда ни в какую академию не переезжали.

Что сейчас получается? Идёт чемпионат России среди клубов – там «Локомотив» проходит катком по всем командам. И это логично. Ведь у них со всей страны собраны лучшие. А если бы все играли только за свой край или город, то была бы другая конкуренция, был бы другой общий уровень и по-другому бы шёл прогресс молодых игроков.

- Твоё отношение к параллельному проекту?
- Я так понимаю, что речь идёт о любительской «Кубани». Честно говоря, я не видел ни одного их матча. Да и вообще не следил за ними. Кроме того, я не знаю всех нюансов, не знаю ничего изнутри и поэтому не могу судить, не могу комментировать и давать какую-либо оценку. Но, вполне нормально отношусь к этому проекту. Есть он – и хорошо.

Мне сейчас в голову пришла такая мысль, что вот эта политическая ситуация вокруг «Урожая» и вот эта смена руководства очень сильно повлияла на всё. Это сказалось и на тех же футболистах. Им самим было психологически очень тяжело. И не только потому, что они перешли в более серьёзный турнир, но ещё и из-за этих всех разговоров. Мы ж все живые люди. А тут ещё и выигрывать надо тут же, давать результат. Но, как это делать, когда всё бегом и кувырком? Без всякой должной подготовки сыграли с листа две игры и погнали. Поэтому оценивать всё это сложно.

- Какие ближайшие планы у команды?
- Со второго по четырнадцатое декабря здесь на базе пройдут сборы. Может, если получится, проведём один сбор в Краснодарском крае.

- А где в Краснодаре вы планируете искать спарринг-партнёров?
- Думаю, с этим не будет проблем. Мы всегда найдём с кем сыграть.

- Ну и последний вопрос. Твой прогноз: кто выйдет в ФНЛ – «Волгарь» или «Алания»?
- «Волгарь».

С Любомиром Кантонистовым беседовали Нос, Chesters и Колифей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Только авторизированные на форуме пользователи могут оставлять комментарии