Алкоголь

Футбол является дьявольским ухищрением и двоюродным братом пьянства.

Эти слова викарий англиканской церкви в Лидсе произнес в 1893 году. Дьявольские ухищрения находятся за рамками этой ста тьи. Еще до начала индустриальной эпохи, когда народные футбольные матчи прово дились на ярмарках и празднествах, фут бол тесно ассоциировался со спиртными напитками, особенно с пивом. В наши дни футбол и коллективное наблюдение за хо дом игры прочно связаны с пабами, культу рой питья и торговлей спиртными напитка ми в целом.

В 1870—1880-х годах при пабах орга низовывались футбольные клубы, их штаб- квартиры размещались в пивной, а игры проводились на ближайшей площадке. На рубеже веков футбол стал составной частью так называемой культуры пабов. В пабах находились подсобные помещения для команд, каждую субботу во второй по ловине дня пабы по телеграфу получали сведения о текущих матчах и их результа тах. Здесь устраивались выставки призов, завоеванных местными командами, здесь организовывались кассы взаимопомощи для болельщиков, желавших посетить важ ные матчи своей команды в отдаленных городах.

Несмотря на тесную связь футболь ных клубов с пабами, их отношения с вла дельцами пивных складывались непросто, особенно если те старались нажиться на популярности футбола. Клубные штаб- квартиры приходилось переносить в новое место, чтобы обеспечить клубам лучшие помещения или более выгодные финан совые условия. «Сандерленд», к примеру, играл свои первые матчи на поле рядом с Блу Хаус Инн, но переехал в Эшбрук, ког да руководство сочло ежегодную ренту в 10 фунтов стерлингов слишком обремени тельной. «Эвертон» разошелся с пивоваром Джоном Голдингом из-за ренты, назначен ной тем за пользование игровой площадкой, примыкающей к его отелю «Сэндон». В от местку (и для использования коммерческих возможностей футбола) Голдинг учредил собственную команду под названием «Ли верпуль». Но не всегда взаимоотношения сторон были натянутыми. Так, когда владе лец паба, в котором арендовал помещения клуб «Килманрок», решил перебраться на новое место, клуб переехал вместе с ним.

Роль производителей спиртных напит ков на раннем этапе развития клубного футбола в Англии рассматривается в ана литическом исследовании Рэя Вэмплью о держателях акций футбольных клубов до 1915 года. Он показывает, что владельцы пивных принимали активное участие в фи нансировании футбольных клубов и управ лении ими. 14,9% всех держателей акций были связаны с производством и торговлей алкогольными напитками. Тем же занима лись 14,7% директоров английских клубов первого дивизиона и 10,1% директоров клубов второго дивизиона. В шотландском футболе доля алкогольного капитала тоже была довольно высока и составляла соот ветственно 11,3, 21,8 и 15,8%.

Футбольные клубы часто обращались к владельцам местных пабов и пивоварам за материальной поддержкой. К примеру, переход «Мидлсбро» в первый дивизион Футбольной лиги в 1902 году вынудил клуб искать новые средства для реконструкции и содержания спортивной площадки «Эйр сом Парк». Местным производителям ли цензионного алкоголя были направлены просьбы о субсидиях. В 1902 году, когда клубу «Ньютон Хит» угрожала ликви дация, команду спас местный пивовар Джон Дэвис, который переименовал ее в «Манчестер Юнайтед» и распределил ак ции нового клуба между собой и другими управляющими своей пивоварни. Другие