мого популярного в мире вида спорта. Го стей выставки также приглашали принять участие в «дегустации ароматов», которые могли бы ассоциироваться с футболом. Этот творческий аттракцион, как и выстав ки, устроенные в сборном городке непода леку от Элланд-Роуд (штаб-квартиры «Лид Юнайтед»), имели огромный успех.

Гарри Лэнгдон, один из самых видных коллекционеров футбольных реликвий, вы ставлял свою коллекцию на чемпионатах мира 1990 и 1994 годов. Некоторые регио нальные музеи использовали его коллек цию для организации временных выставок во время чемпионата Европы 1996 года. Коллекцию Лэнгдона в 1998 году приобре ла ФИФА, а потом ее купил Национальный музей футбола, который размещается на стадионе «Дипдейл» в Престоне.

Источники:

The FA, Football and the Fine Arts (London: The Naldrett Press, 1953).

Дополнительная литература:

FIFA, F.I.F.A. Museum Collection (Berlin: Verlags- GmbH, 1996).

Pickering, D., The Cassell Soccer Companion (London: Cassell, 1994).

Марк Бушеля и Ричард Уильям Кокс

Г еографический фактор

В британском футболе отчетливо прослежи вается влияние географического фактора. В частности, местная окружающая среда всегда предопределяла тип игрового поля, особенности географического простран ства способствовали закреплению схемы распределения профессиональных клубов на городском и общенациональном уровне, а географическое происхождение профес сиональных футболистов обусловило зако номерности их перемещения по стране.

Футбольное поле в Британии (поля здесь не принято называть стадионами) в XX веке претерпело значительные изме нения. Оно стало менее открытым и более сегментированным. Разделение игроков и зрителей произошло на одном из первых этапов истории футбола. В дальнейшем зрители на крытых трибунах были отделе ны от тех, кто отдавал себя на волю стихии. Потом сидячие ряды были отделены от сто ячих, и, наконец, появились эксклюзивные ложи, обитатели которых могли наблюдать за игрой, сидя в креслах за обеденным сто лом, что разделило VIP-персон и зрителей на пластиковых сиденьях. Хулиганские по громы 1960—1970-х годов привели к уже сточению контроля за размещением зрите лей. После трагедии на «Хилсборо» нормой стали стадионы с сидячими местами.

Процесс трансформации стадионов со провождался введением систем видео наблюдения. Кроме того, постепенно фут больное пространство превращалось в многоцелевой центр отдыха и развлечений. Современный футбольный стадион распола гает помещениями для проведения банкетов и конференций, имеет музеи и супермарке ты, гостиницу и различные вспомогательные службы. Это сложный механизм индустрии развлечений, в большей степени предназна ченный для привлечения потребителей и покупателей, чем болельщиков.

Многие футбольные стадионы в Брита нии расположены в жилых районах круп ных городов. Их присутствие оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на местных жителей. К примеру, предприятия розничной торговли, особен но бары и пабы, значительно увеличивают свою выручку в дни футбольных матчей. Местные болельщики только рады, когда их футбольный клуб находится в двух ша гах от дома (иногда в буквальном смысле слова), поскольку близость стадиона по зволяет им экономить на транспортных расходах. Наличие профессионального