расположены в городских районах, где про живают значительные этнические мень шинства, которые в дни матчей испытыва ют настоящее «вторжение» болельщиков, связанных историческими узами со своей командой, но утратившими чувство общно сти с окрестными местами.

В связи с этим будет полезно отойти от темы «хулиганов-расистов» и посмотреть, каким образом игроки разных националь ностей были вовлечены в связанные с фут болом культурные поцессы послевоенной эпохи.

В 1920—1930-х годах легендарный бомбардир «Транмер Ровере» и «Эверто- на» Уильям Ральф Дин, забивший 60 голов в сезоне 1927/28 года, получил прозвище «Дикси» (у Дина был смуглый цвет лица и курчавые черные волосы)1. Дин не принял эту кличку и настаивал, чтобы друзья и зна комые называли его Биллом. Его биограф Ник Уолш писал по этому поводу: «Веро ятно, он считал, что это прозвище слишком тесно связано с расовой дискриминацией».

Самым энергичным образом Дин проде монстрировал это в 1938 году, когда одним из последних уходил с поля после хорошо проведенного матча. Когда он подошел к открытой трибуне, где болельщики поль зовались возможностью похлопать своих героев по плечу и высказать им свое вос хищение, из толпы вынырнул человек, про шептавший ему на ухо: «Мы еще доберем ся до тебя, черномазый ублюдок!» Увидев приближающегося полисмена, Дин сказал: «Все в порядке, офицер, я сам разберусь». После этого он повернулся к обидчику и двумя ударами отправил его в нокаут. Не которые из присутствовавших зааплоди ровали, а полисмен подбежал к Дину, но лишь для того, чтобы пожать ему руку и с энтузиазмом заметить: «Просто красота, но я этого не видел».

Широкая кампания против расизма в футболе развернулась как раз в то время, когда традиционные антирасистские пред ставления были поставлены под сомнение в других сферах жизни британского обще ства. Упрощенное представление о раси стах как о моральных уродах, составлявшее основу кампании, не принимало в расчет более распространенные повседневные проявления расизма в футбольных органи зациях и среди футбольных болельщиков. Но, хотя такое узкое понимание расизма все еще преобладает в общественном мне нии и в правительственных инициативах, на местном уровне начинают появляться более гибкие организации, обладающие глубоким пониманием своих целей и чет кими планами развития.

Рост интереса к футболу со сторо ны средств массовой информации, по литиков и активистов общественных движений в последнее время привел к расширению тематики «расовой пробле мы», включая недостаточное количество болельщиков из стран Африки и Азии, практическое отсутствие азиатских про фессиональных игроков в европейских футбольных клубах и дискриминацию по расовому признаку в футбольных органи зациях. В то же время политики разного масштаба начинают понимать значение расизма на бытовом уровне и обращают внимание на проявления расизма, то есть на расистские действия, а не на внешние признаки, наличие огранизации и четкой идеологии.

Источники:

Bains J. with Patel, R., Asian s Can’t Play Football (Birmingham: D-zine, 1996).

Hill, D., Out of His Skin: The John Barnes Pheno menon (London: Faber & Faber, 1989).

HMSO, The Hillsborough Stadium Disaster15th April 1989: Final Report of Inquiry by Lord Ju stice Taylor (London: HMSO, 1990).










1

В смысле «чумазый». Так называли всех уро женцев южных штатов США; от собирательного тер мина Dixie Land (кстати, отсюда происходит и слово «диксиленд»). — Прим. пер.