Walsh, N., Dixie Dean: The Story of A Goal Scoring Legend (London and Sydney: Pan Books, 1977).

Williams, J., Lick My BootsRacism in English Football (Leicester: Department of Sociology, Univercity of Leicester, 1992).

Дополнительная литература:

Back, L., Crabbe, T. and Solomos, J., The Changi ng Face of Football: Racism, Multiculture and Identity in the English Game (Oxford: Berg, forthcoming).

Carrington, B. and McDonald, I. (eds), Racism and British Sport (London: Routledge, 2000).

Тим Краббе

Реклама и пропаганда

8 февраля 2001 года газеты напечатали две новости, касающиеся британского футбола. «Манчестер Юнайтед» намеревался соз дать альянс с бейсбольной командой США «Нью-Йорк Янкис», а клуб третьего диви зиона «Халл Сити» ввел внешнее управле ние после постановления о его ликвидации, вынесенного департаментом налогов и сбо ров в связи с просроченными выплатами по долговым обязательствам на общую сумму 500 тыс. фунтов стерлингов. По некоторым оценкам, долги клуба составляли от 2 до 3 млн фунтов стерлингов — это было мень ше, чем заработал в тот год Дэвид Бэкхэм. Внешние управляющие должны были разо браться в существе спора из-за неоплачен ных счетов в китайском ресторане м-ра Чу на сумму 6 тыс. фунтов стерлингов, при чем клуб подал встречный иск по вопросу неуплаты по счетам за рекламные афиши ресторана, выставленные на футбольном поле. Для «Манчестер Юнайтед», имев шего колоссальный доход от рекламы и спонсорской поддержки после заключения сделки между Премьер-лигой и телеком панией BSkyB, а также после подписания четырехлетнего спонсорского контракта с концерном Vodafone на размещение ло готипа спонсора на футболках игроков, тяжба из-за 6 тыс. фунтов выглядела сме хотворно. Две цитаты из газеты Guardian от 8 февраля 2001 года свидетельствуют об изменении отношения к игре в эпоху теле видения. Как заявил директор «Манчестер Юнайтед» Бобби Чарльтон, команда играет в футбол не для того, чтобы делать деньги, но, очевидно, будет делать деньги, посколь ку у нее это хорошо получается. И совсем другое говорил Томми Доггерти, менеджер «Юнайтед» в 1970-х годах: «Я все вре мя чешу в затылке и спрашиваю себя, что происходит и есть ли до этого дело нашим болельщикам. Людям, которые болеют за «Манчестер Юнайтед», достаточно прий ти на игру с пинтой пива и какой-нибудь закуской, а все остальное для них несу щественно». Трансатлантическая сделка владельцев «Олд Траффорд», разумеется, была призвана способствовать укреплению бренда «Манчестер Юнайтед» с помощью его выхода на неосвоенный рынок Соеди ненных Штатов. Идея сделки заключалась в том, чтобы реклама способствовала прода же сопутствующей клубной продукции.

На заре развития командных видов спор та самым надежным способом распростра нения рекламы было устное слово. Задолго до появления телевидения, спонсорства и даже организованного футбола в Шотлан дии произошло знаменательное событие: 5 декабря 1815 года команда из Селкирка принимала футболистов из Ярроу. Памят ную балладу в честь этого события написал болельщик «Селкирка» некий Скотт. Его волнующие стихи были напечатаны на пла катах и розданы зрителям на стадионе (их собралось 2 тыс.). Это была первая в мире футбольная программа. Кстати, в эпоху электронных средств массовой информа ции даже самая скромная программа матча является для клуба эффектным средством формирования имиджа команды среди бо лельщиков. Современные программы боль ше похожи на журналы и обычно содержат