и их стремлением к спортивным успехам привело к отходу многих команд от своих церковных корней, религиозные организа ции и их филиалы долгое время оставались крупными спонсорами любительского фут бола. Еще в 1950-х годах Пресвитерианская церковь в Глазго финансировала крупней шую в мире любительскую футбольную лигу, в которую входило более 200 команд. Лишь с бурным ростом так называемо го воскресного футбола (см. Воскресный футбол), когда команды часто формирова лись в местных пабах, религиозный люби тельский футбол был оттеснен на обочину, по крайней мере в Англии.

Поддерживая идею футбола как оздоро вительного отдыха, церковь тем не менее далеко не всегда сочувственно относилась к профессиональной игре и считала, что такой футбол отвлекает людей от религии, развивает в них алчность и культивирует ложные страсти. В 1983 году епископ Ли верпульский даже признал богохульством пение псалма «Будь со мной» перед финаль ным матчем Кубка ФА. В этой связи инте ресно отметить, что некоторые специалисты полагают, что футбол, не будучи религией сам по себе, способен оказывать на человека влияние, подобное религиозному. Действи тельно, учитывая массовость схода болель щиков на матчи своей команды, исполнение ими определенных ритуалов на стадионе, ожидание победы как чуда и экстатические ощущения от сбывшихся надежд, эти пред положения не лишены оснований. (Связь между футболом и религией получила новое подтверждение в мае 2000 года, когда стату этка игрока «Манчестер Юнайтед» Дэвида Бэкхема заняла свое место в специальной нише в пьедестале большой статуи Будды в бангкокском храме Паривас.)

Религия, несомненно, послужила при чиной конфликтов в британском футболе, особенно в Северной Ирландии и в Глазго, где межконфессиональные противоречия часто проявлялись во время игры. Сопер ничество между католической командой из западного Белфаста «Белфаст Селтик» и протестантскими клубами, в частности «Гленторан» и «Линфилд», с давних пор придавало остроту ирландскому футболу. Выходу «Белфаст Селтик» из состава Ир ландской лиги в 1948 году предшествовала драка на поле «Линфилда», закончившаяся переломом ноги центрального нападающего протестантского клуба. Клуб «Дерри Сити» вышел из Ирландской лиги в 1972 году так же по политико-религиозным соображени ям и вернулся обратно лишь в 1985 году. В Глазго соперничество между болельщи ками католического «Селтика» (основан в 1887 году) и протестантского «Глазго Рейд- жерс» (основан в 1872 году) выливалось в различные формы, вплоть до рукоприклад ства. В июле 1989 года, когда «Глазго Рейн джере» нарушил 70-летнюю традицию отбора игроков по конфессиональному при знаку и подписал контракт с бывшим игро ком «Селтика» католиком Морисом Джон стоном, в адрес последнего посыпались угрозы со стороны обеих общин, а пожар в его доме вынудил полицию начать уго ловное расследование. Правда, специалист по шотландскому футболу Г. Ф. Мурхаус полагает, что роль религиозных противо речий переоценена, и многие игроки по обе стороны баррикад считали себя «умерен но верующими» и терпимо относились к переходу Джонстона и других футболистов после него. Оба клуба с 1990-х годов ста рались минимизировать сектантские про явления. Об этом свидетельствует отставка вице-президента «Глазго Рейнджере», рас певавшего песни антикатолического со держания на праздновании победы клуба в чемпионате 1999 года.

Нередко религиозные мотивы вынуж дали игроков уйти из футбола (как это случилось с Питером Ноулзом) либо пре пятствовали их карьере на профессио нальном уровне. С самого начала многие футболисты-профессионалы были верую