щими христианами, и, хотя некоторые из них вступают в организации типа Христи анской спортивной ассоциации (основа на в 1976 году), для большинства религия остается глубоко личным делом. Тем не менее эмоциональные высказывания или поступки иногда делают личную веру до стоянием гласности. В 1969 году игрок «Вулверхэмптона» и молодежной сборной Англии Питер Ноулз ушел из футбола, по тому что игра «мешала ему жить по хри стиански семь дней в неделю». В конце того же года он прошел обряд крещения в секте «Свидетели Иеговы», и клуб сохра нял контракт с ним до 1982 года. В 1974 го ду Бобби Тэмблинг, футболист сборной Англии, выступавший за «Кристал Пэлэс», ушел из футбола, чтобы начать работу в секте «Свидетели Иеговы». Но самым впе чатляющим примером вторжения религи озных убеждений в футбольную карьеру явились высказывания тренера сборной Англии Глена Ходдла в феврале 1999 года, христианина по вероисповеданию, по по воду реинкарнации. В интервью газете «Таймс» он заявил, что инвалидность по сути дела является наказанием за грехи, совершенные в предыдущей жизни. Гнев ная реакция общественности на эти слова вынудила руководство ФА уволить Ходдла с его поста.

Но в целом религия и футбол мирно уживаются друг с другом. К примеру, в «Футбольном альманахе Ротманса» за 2000 год перечислены более 50 капелла нов, работающих в английских клубах. Во многих командах священник, как и тренер, выступает в качестве наставника игроков.

Источники:

Cronin, М., Sport and Nationalism in Ireland since 1884 (Dublin: Four Courts Press, 1999). Murray, B., Glasgow Giants: One Hundred Years of the Old Firm (Edinburgh: Mainstream, 1988). Russell, D., Football and the English (Preston: Car negie Publishing, 1997).

The Times (2 September 1969; 11 July 1989; 30 Ja nuary to 3 February 1999; 1 June 1999).

Дополнительная литература:

Percy, M. and Taylor, R., «Something for the We ekend, Sir?» Leisure, Ecstasy and Identity in Football and Contemporary Religion’, Leisure Studies, 16 (1997), 37—49.

Shirley, P. and Hoddle, G., The Faith to Win (Lond on: Harper Collins, 1998).

См. также Ритуалы и суеверия.

Дейв Расселл

Ритуалы и суеверия

Выход соперничающих команд на поле под рев болельщиков на трибунах больше все го напоминает выход гладиаторов на арену римского амфитеатра в античные времена. Некоторые историки даже утверждают, что именно благодаря древним римлянам британцы узнали о футболе — тогда игра называлась гарпастум и была одной из наи менее кровавых забав. Когда же команда возвращается домой после победы в финале Кубка ФА, заветный трофей, задрапирован ный в цвета клуба-победителя, демонстри руют ликующим болельщикам с открытой крыши двухэтажного автобуса. Эта сцена напоминает триумфальное шествие рим ского полководца — церемонию, которая устраивалась вч его честь после успешно проведенной кампании по усмирению во инственных галлов или бригантов. Для простых легионеров награда в виде золо тых монет была равноценна нынешним денежным бонусам за победу в матче. Ны нешнее зрелище — это цензурированная разновидность того, что Джордж Оруэлл называл «войной без стрельбы». Тогда можно считать, что роковой жест импера тора — опущенный вниз большой палец, означающий смертный приговор гладиато ру, подобен красной карточке футбольного