Алкогольные компании занимали передо вые позиции в этом процессе, и Кубок ФА вполне мог быть переименован в Кубок Fosters, но коммерческие трудности и не довольство общественности, возмущенной попыткой прикрепить алкогольный ярлык к прославленному соревнованию, поме шали этой сделке. Тем не менее антиалко гольное лобби так и не добилось своего, поскольку в 1993 году компания Bass стала спонсором первого чемпионата Футболь ной лиги в обмен на рекламу своего бренда Carling. Эта компания спонсировала также Уортингтонский кубок и Кубок Теннета в Шотландии.

Спонсорство на клубном уровне сей час является практически обязательным (лишь немногие команды существуют без спонсорской поддержки), идет ли речь о клубе «Манчестер Юнайтед», получив шем за четыре года 30 млн фунтов от кон церна Vodafone, или о юношеской коман де, игроки которой надевают футболки с логотипом местного супермаркета. Одну из первых крупных сделок в 1981 году заключил «Арсенал», получивший от японской компании JVC 500 млн фунтов за обязательство печатать на футболках игроков название своей фирмы. Данное обстоятельство вынудило внести измене ния в устав Футбольной лиги, запрещав ший рекламу на поле (финансовое давле ние на клубы тогда было очень сильным). Многие клубы предпочитали иметь спон сорскую поддержку строительства своих спортивных площадок. Если двадцать лет назад спонсоры более всего заботились о рекламе своей продукции, то теперь они сами предоставляют клубам возможности для рекламы и маркетинга, подписывая с ними договоры о взаимовыгодном сотруд ничестве.

Коммерческая поддержка клуба осу ществляется в целях рекламы командой или игроком определенного товара. На-

пример, пиво «Carling» стало объектом рекламы для сборной Англии на чемпио нате мира 1998 года. За 64 года до этого финалисты Кубка ФА рекламировали брю ки, крем для обуви и пшеничную крупу. В 1970-х годах концерн Heineken исполь зовал услуги игрока сборной Шотландии Джо Джордана, создав свой знаменитый клип со словами «Пиво Heineken освежает те части твоего тела, до которых другим трудно добраться». Компания, выпускаю щая чипсы Walkers, привлекла для их ре кламы бывшего игрока сборной Англии Гарри Линекера.

Источники:

Collins, Т. and Vamplew, W., Blood, Sweat and Be ers: Sports and Alcohol (forthcoming Oxford: Berg).

Szymanski, S. and Kuypers, Т., Winners and Losers: The Business Strategy of Football (London: Vi king, 1999).

Дополнительная литература:

Hamil, S., Michie, J. and Oughton, C. (eds), The Business of Football: A Game of Two Halves? (Edinburgh: Mainstream, 1999).

Рэй Вэмплью