Двойной дубль и матч на Красной площади

Наверное, деление спартаковской истории на какие-то периоды — дело весьма условное. Но начало великой отечественной войны обозначило вполне конкретный временной отрезок, недаром в ходу выражение «довоенный футбол». Этот период охватил шесть чемпионатов, проведенных в течение пяти лет.

Достижения «Спартака» говорят сами за себя. Познав вкус чемпионства осенью 1936 года, в 1938 и 1939 годах красно-белые сделали «дубль», присовокупив к первому месту выигрыш Кубка СССР. Два «дубля» подряд больше в футбольной истории СССР никому не удавались. В 1937 году команда была второй, в весеннем чемпионате 1936 и в 1940 годах — третьей. Иными словами, награды того или иного достоинства завоевывались постоянно.

Главным конкурентом «Спартака» было в ту пору московское «Динамо». Столичный футбол до войны занимал доминирующее положение, что нашло наглядное отражение в результатах. Поскольку все участники чемпионата придерживались примерно одинаковых тактических схем, на передний план выходило исполнительское мастерство конкретных игроков. Массовых миграций футболистов из одной команды в другую тогда не наблюдалось, перемены в составе происходили постепенно. В первых чемпионатах на виду была старая спартаковская гвардия (братья Старостины, Леу-та, Степанов), затем на первые позиции стали выходить однофамильцы Василий и Виктор Соколов,


Георгий Глазков, а в лице Анатолия Акимова и Владислава Жмелькова красно-белые обрели талантливых стражей ворот. В ту пору роль тренеров не была столь важна, как в современном футболе, и не случайно в справочниках довоенного периода можно встретить такие записи: «Тренировал команду тренерский совет во главе с Н. П. Старостиным» или «Руководитель команды — Н. П. Старостин». Но стоит отметить, что первый дубль «Спартак» сделал при Константине Квашнине, а второй — при Петре Попове.

Можно ли говорить о том, что у команды уже тогда выработался собственный стиль? Пожалуй, да, если конкуренты-динамовцы иронично называли спартаковский футбол «деревенским». Смысл такого толкования удачно раскрыл впоследствии известный спортивный журналист Аркадий Галинский: «Спартак» играет не в классическом стиле, а эмоционально, как Бог на душу положит, так, как в деревне в пляс пускаются, от души. Конечно, хореографический ансамбль делает все правильно и красиво, но это выглядит все же несколько вычурно, а спартаковский пляс-перепляс всегда был полон живого огня. «Спартак» никогда не играл пасом поперек поля и тем более назад, а всегда только вперед».

Можно предположить, что и словосочетание «народная команда», столь часто ныне употребляемое применительно к «Спартаку», возникло изначально именно исходя из характера игры крас-но-белых.