А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ




"Чтобы управлять, нужно знать" Н.М.Амосов

Создание достаточно полного и единого представления о том направлении в развитии футбола, которое раскроет в полной мере тактические, технические и функциональные возможности футболистов, возможно в том случае, если совместными усилиями ученых, тренеров, врачей будет постоянно осуществляться глубокий анализ тенденций разных сторон эволюции этого вида спорта. Прежде всего это касается круга вопросов, связанных с содержанием футбола, методов организационного и научного обеспечения, тех целей, которые ставят перед робой и командой тренеры, ученые, специалисты, и задач, которые они решают. Раскрыть эволюцию невозможно без анализа системы связей между футболом (как одним из аспектов культурного творчества) и обществом, наукой, так как эти процессы развиваются в тесной связи. И просто сопоставив отдельные этапы в развитии футбола с соответствующими этапами развития спортивной науки, культуры, мы не получим ответа на волнующий нас вопрос. Проблема значительно сложнее, поэтому нужно глубокое проникновение в логику и структуру стилеобразующего мышления тренеров, ученых, специалистов. Следует отметить, что логика мышления тренеров ранее сводилась к тому, чтобы на основе разных способов раскрытия функциональных возможностей и способностей спортсменов реализовать их, расширить сферу применения коллективного тактического мышления футболистов в плане использования игрового пространства, взаимозаменяемости, скорости коллективных действий и т.д. Это, в свою очередь, послужило основанием для уточнения некоторых сторон тренировочного процесса, отбора футболистов, разработки системы измерений разных компонентов их деятельности.

Отдельные компоненты, обеспечивающие игру, за длительное время изменились незначительно. Это технические приемы владения мячом, правила игры, организации турниров. В то же время претерпели значительные изменения тактические действия футболистов, их подбор, построение тренировочного процесса и т.д. Прежде всего это касается исходной статической структуры, иначе говоря, расстановки игроков, затем — динамической структуры, выраженной в индивидуальных и групповых действиях малых, средних и больших коалиций в обороне и атаке. Однако исходная расстановка начинает стабилизироваться и играет все меньшую роль, поскольку значительно расширились зоны действия отдельных игроков, а в связи с этим’и более эффективно используется игровое пространство. Возросла также скорость одиночных и коллективных действий, расширился спектр варьирования тактики, появилось иное представление о значимости моделирования разнообразных тактических действий, необходимых соотношений функционального состояния систем организма, определяющих уровень специальной работоспособности футболистов. Необходимость последнего связана с тем, что в практике часто наблюдается несоответствие физиологических и биохимических реакций на тренировочные воздействия педагогическим задачам