Клубная база и местный характер дея тельности независимых ассоциаций обе спечивает им огромное преимущество перед АФБ, действующей на региональ ной основе. Придерживаясь тактики АФБ (прежде всего используя местные сред ства массовой информации для обсужде ния футбольных проблем и давления на клубы), независимые ассоциации усилили свою роль в клубной политике. К приме ру, независимая ассоциация болельщиков «Манчестер Юнайтед» провела активную кампанию против покупки клуба концер ном Sky и способствовала блокированию этой сделки правительством лейбористов в 1999 году. Как и АФБ, независимые ас социации часто создаются при кризисе в клубном руководстве. Так было в ситуации с клубами «Шеффилд Юнайтед» и «Саут гемптон».

Однако активность и численный состав независимых ассоциаций непостоянны. Например, количество болельщиков в не зависимой ассоциации клуба «Шеффилд Юнайтед» сократилось с 1700 в 1995 году до 300 в 1997-м, когда после ухода непопу лярного президента клуба Рега Брили она в значительной мере утратила свою роль. Большинство ассоциаций насчитывает не более 2 тыс. человек, тем не менее это хо рошо организованные и влиятельные объ единения.

Источники:

Brown, A., «United We Stand: Some Problems With Fan Democracy», in A. Brown (ed), Fa natics! Power Identity and Fandom in Football (London: Routledge, 1998), pp. 50—67.

Nash, R., Fan Power in the 1990s, Ph. D. thesis, Department of Sociology, University of Live rpool, 1999.

Ruben, C., Political Football, MA dissertation, De partment of Physical Education, Warwick Uni versity, 1993.

Дополнительная литература:

Официальный веб-сайт BIFA:

http://pine.shu.ac.uk/~cmssa/bifa.html

Hargreaves, J., Sport, Power an Culture (Cambrid ge: Polity Press, 1986).

Jary, D., Home, J. and Bucke, Т., «Football “Fanz ines” and Football Culture», Sociological Revi ew, 38: 2 (\99\), pp. 581—597.

King, A., «The Lads: Masculinity and the New Co nsumption of Football», Sociology, 31:2 (1997), pp. 329—346.

Lee, S., «Grey Shirts to Grey Suits: The Political Economy of English Football in the 1990s», in A. Brown (ed), Fanatics! Power, Identity and Fandom in Football (London: Routledge,

1998), pp. 32-49.

См. также Ассоциация футбольных болель щиков.

Рекс Нэш

Оборудование стадионов

Футбольный стадион должен предоставить зрителям комфортные условия для про смотра игр, поэтому задача архитекторов заключается в том, чтобы оснастить его разнообразным оборудованием. Первые футбольные площадки были довольно при митивными, и даже игрокам часто при ходилось переодеваться в других местах, например в пабах. Более состоятельные клубы строили павильоны, в которых уже предусматривалось наличие раздевалок и служебных помещений. Однако в целом стадионы были холодными и грязными площадками, и большинству зрителей при ходилось стоять под открытым небом в лю бую погоду. Условия для болельщиков не слишком улучшились и в XX веке. Даже у клубов такого уровня, как «Челси», «Нью касл» и «Сандерленд», до 1990-х годов на стадионах по-прежнему имелись открытые трибуны.

Состоятельные болельщики могли на блюдать за игрой в более комфортных