Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Мильштейн О.
Надежды и муки российского футбола
стр. 423


трагический монолог «за зарплату» так, а на престижном театральном фестивале - этак. Тут много всяких нюансов. Один спектакль он сыграл просто «как положено», а другой с таким вдохновением, с такими порывами души, так неожиданно, что это действительно становится гениально. В данном случае говорить о ремесле уже не приходится. Приходит вдохновение, приходит творчество, приходит мастерство. А разница между мастерством и ремеслом маленькая, правильно? Я думаю, что дело в стабильности: чем стабильнее ремесло, тем оно ближе к мастерству.

Если ремесленник делает из красного дерева красивые вещи, то это, наверное, тоже вариант искусства, верно? Так же и в футболе: если ремесло подкреплено стабильностью, неожиданными, интересными решениями, то это уже становится мастерством. А в принципе, конечно, в мире восемьдесят процентов ремесленников и двадцать процентов артистов. Я думаю, что это так. Как профессионал должен сказать, что и вдохновение, и творчество, и импровизация, особенно импровизация, - все это очень тонкие элементы игры. Большие тренеры этим пользуются очень умело. Есть такая шутка: «Где легче работать - в „Реале" или в Нижнем Новгороде? Конечно, в Нижнем Новгороде (в „Нижнем Новгороде") тренеру работать тяжелее во всех отношениях. Во-первых, совершенно другой состав игроков - их надо многому обучить, во многом убедить, так как их класс игры, их уровень подготовки довольно посредственный. Когда же собираются ремесленники высокого класса, какие собрались в „Реале", а к ним еще добавлены пять великих, высококлассных мастеров, чье ремесленничество находится на высшем уровне мастерства, то их учить не надо - они сами все делают. Они сами где нужно проявляют инициативу, где нужно группируются, особенно при обороне, правильно располагаются на поле в каждой игровой ситуации, как требует ремесло. Это большие доки. В „Нижнем Новгороде" этого нет, там любой может пойти в импровизацию, хотя ему, может, и нельзя этого делать - это должны делать два-три игрока, все остальные должны строго выполнять установку тренера, так как они - ремесленники. Ты должен таскать рояль, ты должен заниматься своим делом, решать свою задачу - всё. А вот задачу, например, Гаврилову и Черенкову я дам другую: он должен что-то придумать - неожиданный ход, обыграть, дать неожиданный пас крайнему. А ты должен ходить за ним и „греть" его сзади все время - вот твоя задача. В „Реале" таких „обогревателей" мало. Они есть, обязательно есть: тот же Мартирелли, который в основном отнимает мячи. Он ремесленник в своем деле. Он в основном занят отбором мяча, но он в то же время и мастер великий, понимаете, потому что он добился огромной стабильности в этом деле. У него и импровизация-то, как у мастера. Особенно когда вся команда импровизирует. Это как бы организованная импровизация, так как каждый игрок „Реала" очень четко представляет себя в футболе. Но это свойственно лишь командам высочайшего класса, где собрались высокого класса ремесленники и мастера. А импровизация для команды среднего и, хуже того, низшего класса - ни в коем случае. Она может быть дозволена только одному-двум! Но без импровизации тоже эта команда не сможет играть, она ничего не сделает все равно. Но если в такой команде все будут импровизировать, они проиграют, потому что они будут терять мяч на любой позиции, и все будет кончаться проигрышем. Конечно, идеально, когда импровизируют все и импровизируют правильно, но практически собрать таких людей в одну команду - это дозволено лишь „Реалу", „Милану", „Манчестер Юнайтед".

Начинающий футболист - как великий математик. Любой великий математик начинает с арифметики: все-таки дважды два четыре. То же самое и в футболе: он начинается с азов, которые являются незыблемыми, а потом уже, после освоения этих азов, добавляется импровизация. Но все равно футболист «танцует от печки», «танцует» от азов футбола. Такому и импровизировать легче.

Что можно сказать о духовности футболиста? Я думаю, что духовность футболиста вполне сравнима с духовностью художника, литератора, актера, музыканта. Но духовность - воспитывается. Воспитывается средой. Футболисты, попадая в ту или иную команду, воспитываются на каких-то традициях. Например, он попадает в команду «Спартак». Что такое команда «Спартак»? Во-первых, команда «Спартак» - это самая демократичная команда, которая была в Советском Союзе. Она не

 
Новости
«Ротор» досрочно оформил выход в ФНЛ
Волгоградский «Ротор» на своем поле оказался сильнее ставропольского «Динамо» (2:0) в матче 29-го тура первенства ПФЛ в зоне «Юг». За тур до финиша сезона коллектив Льва Иванова обеспечил себе место в ФНЛ на будущий сезон.
Тульский «Арсенал» обыграл «Енисей» и остался в РФПЛ
Тульский "Арсенал" в ответном переходном матче за право в следующем сезоне выступать в Российской футбольной премьер-лиге обыграл красноярский "Енисей" со счетом 1:0. Единственный гол в игре, которая состоялась в Туле, забил Игорь Шевченко.
«Зенит» уволил главного тренера Мирчу Луческу
Сезон-2016/17 "Зенит" завершил на третьем месте и не смог попасть в Лигу чемпионов. Ранее СМИ сообщали, что одним из вероятных претендентов на пост главного тренера "Зенита" является итальянец Роберто Манчини, который, в том числе, возглавлял "Интер" и "Манчестер Сити".
Директор: у «СКА-Хабаровск» не возникнет проблем с финансированием в РФПЛ
Генеральный директор «СКА-Хабаровск» Олег Флегонтов рассказал, что клуб не будет испытывать проблем с финансированием в Российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ).
Президент «Оренбурга» назвал причину вылета команды из РФПЛ
Президент «Оренбурга» Василий Столыпин объяснил вылет команды из Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) низким качеством работы на трансферном рынке перед началом сезона-2016/17 и в зимнем межсезонье.
«Рома» победила «Дженоа» в последнем матче Тотти за римлян
"Рома" победила "Дженоа" в матче 38-го тура чемпионата Италии. Встреча завершилась со счетом 3:2 В составе победителей отличились Эдин Джеко, Даниэле Де Росси и Диего Перотти. В команде соперников отметились Пьетро Пеллегри и Дарко Лазович.