Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Мильштейн О.
Надежды и муки российского футбола
стр. 423


трагический монолог «за зарплату» так, а на престижном театральном фестивале - этак. Тут много всяких нюансов. Один спектакль он сыграл просто «как положено», а другой с таким вдохновением, с такими порывами души, так неожиданно, что это действительно становится гениально. В данном случае говорить о ремесле уже не приходится. Приходит вдохновение, приходит творчество, приходит мастерство. А разница между мастерством и ремеслом маленькая, правильно? Я думаю, что дело в стабильности: чем стабильнее ремесло, тем оно ближе к мастерству.

Если ремесленник делает из красного дерева красивые вещи, то это, наверное, тоже вариант искусства, верно? Так же и в футболе: если ремесло подкреплено стабильностью, неожиданными, интересными решениями, то это уже становится мастерством. А в принципе, конечно, в мире восемьдесят процентов ремесленников и двадцать процентов артистов. Я думаю, что это так. Как профессионал должен сказать, что и вдохновение, и творчество, и импровизация, особенно импровизация, - все это очень тонкие элементы игры. Большие тренеры этим пользуются очень умело. Есть такая шутка: «Где легче работать - в „Реале" или в Нижнем Новгороде? Конечно, в Нижнем Новгороде (в „Нижнем Новгороде") тренеру работать тяжелее во всех отношениях. Во-первых, совершенно другой состав игроков - их надо многому обучить, во многом убедить, так как их класс игры, их уровень подготовки довольно посредственный. Когда же собираются ремесленники высокого класса, какие собрались в „Реале", а к ним еще добавлены пять великих, высококлассных мастеров, чье ремесленничество находится на высшем уровне мастерства, то их учить не надо - они сами все делают. Они сами где нужно проявляют инициативу, где нужно группируются, особенно при обороне, правильно располагаются на поле в каждой игровой ситуации, как требует ремесло. Это большие доки. В „Нижнем Новгороде" этого нет, там любой может пойти в импровизацию, хотя ему, может, и нельзя этого делать - это должны делать два-три игрока, все остальные должны строго выполнять установку тренера, так как они - ремесленники. Ты должен таскать рояль, ты должен заниматься своим делом, решать свою задачу - всё. А вот задачу, например, Гаврилову и Черенкову я дам другую: он должен что-то придумать - неожиданный ход, обыграть, дать неожиданный пас крайнему. А ты должен ходить за ним и „греть" его сзади все время - вот твоя задача. В „Реале" таких „обогревателей" мало. Они есть, обязательно есть: тот же Мартирелли, который в основном отнимает мячи. Он ремесленник в своем деле. Он в основном занят отбором мяча, но он в то же время и мастер великий, понимаете, потому что он добился огромной стабильности в этом деле. У него и импровизация-то, как у мастера. Особенно когда вся команда импровизирует. Это как бы организованная импровизация, так как каждый игрок „Реала" очень четко представляет себя в футболе. Но это свойственно лишь командам высочайшего класса, где собрались высокого класса ремесленники и мастера. А импровизация для команды среднего и, хуже того, низшего класса - ни в коем случае. Она может быть дозволена только одному-двум! Но без импровизации тоже эта команда не сможет играть, она ничего не сделает все равно. Но если в такой команде все будут импровизировать, они проиграют, потому что они будут терять мяч на любой позиции, и все будет кончаться проигрышем. Конечно, идеально, когда импровизируют все и импровизируют правильно, но практически собрать таких людей в одну команду - это дозволено лишь „Реалу", „Милану", „Манчестер Юнайтед".

Начинающий футболист - как великий математик. Любой великий математик начинает с арифметики: все-таки дважды два четыре. То же самое и в футболе: он начинается с азов, которые являются незыблемыми, а потом уже, после освоения этих азов, добавляется импровизация. Но все равно футболист «танцует от печки», «танцует» от азов футбола. Такому и импровизировать легче.

Что можно сказать о духовности футболиста? Я думаю, что духовность футболиста вполне сравнима с духовностью художника, литератора, актера, музыканта. Но духовность - воспитывается. Воспитывается средой. Футболисты, попадая в ту или иную команду, воспитываются на каких-то традициях. Например, он попадает в команду «Спартак». Что такое команда «Спартак»? Во-первых, команда «Спартак» - это самая демократичная команда, которая была в Советском Союзе. Она не

 
Новости
Нобоа принял извинения Глушакова после матча «Ростов» — «Спартак»
Полузащитник "Ростова" Кристиан Нобоа рассказал, что принял извинения хавбека "Спартака" Дениса Глушакова, удалённого в матче 24-го тура РФПЛ (0:3). На 75-й минуте капитан красно-белых грубо сыграл против Нобоа, за что получил прямую красную карточку. После матча Глушаков извинился.
Шталбергс покидает пост главного тренера «Нижнего Новгорода»
Латвийский специалист Артурс Шталбергс покидает пост главного тренера «Нижнего Новгорода», сообщается на официальном сайте клуба. Контракт Шталбергса был рассчитан на год, и по его истечению было принято решение не продлевать соглашение.
Клубы ФНЛ проведут дома первые стыковые матчи за право выхода в РФПЛ
Ответные встречи состоятся на полях клубов РФПЛ 28 мая. Жеребьевка стыковых матчей состоялась в понедельник. Клубы премьер-лиги, занявшие 13-е и 14-е места по итогам сезона, в стыковых матчах встретятся с четвертой и третьей командами первенства ФНЛ соответственно.
Команда Уткина бросила вызов коллективу Юрана и Карпина с «Матч ТВ»
Как ранее сообщал ОК-информ, телекомментатор Василий Уткин заявил о желании создать футбольную команду.
Данила Козловский приступил к съемкам фильма «Тренер»
Актер Данила Козловский дебютировал в качестве режиссера, приступив к съемкам фильма "Тренер", он так же исполнит в картине главную роль, сообщила пресс-служба проекта.
Лео Месси лишился зуба во время «Эль-Класико»
В Сети появилась видеозапись, на которой видно, что во время матча «Реал» – «Барселона» лидер каталонцев Лионель Месси лишился зуба.