Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Мильштейн О.
Надежды и муки российского футбола
стр. 448


хорошего, - она вырастает, скорее, из боязни плохого, связанной с публичностью. Но это другой вопрос. Ницше хорошо пишет об этом.

В футболе есть все, как в обычной жизни. В футболе есть элемент ремесленничества, в футболе есть необходимость дисциплины и строгого следования инструкциям тренера. Но вот в метафизическом плане здесь есть большая проблема. Это проблема сочетания нормы поведения (норму ты осваиваешь как что-то внешнее, даваемое тебе тренером, или как правило) с творческим моментом.

Да, это большая метафизическая проблема, она касается вообще поведения человека и разных способов его регулирования. Дело в том, что в принципе эти вещи вроде бы разные: там, где есть вдохновение, там, где есть спонтанность, - там вроде бы нет нормы, а там, где есть норма, - там убивается спонтанность. На самом деле это, конечно, не так. Реально жизнь построена таким образом, что хорошая спонтанность всегда облекается, всегда артикулирует себя в хороших, значимых формах, а форма есть путь к спонтанности. То есть нормальный принцип - это нормально воспринимать законодательно-правовое и этическое регулирование, а это то, что облегчает первые стандартные шаги в нужную сторону. А нужная сторона - это как раз спонтанность. И если правила подводят человека к такой открытости, так и должно быть. И более того, когда он в этой открытости действует, то действует по правилам. Действует так, будто бы он сам создает эти правила, оживляет их, они снова становятся для него не нормами-рамками, внешней жесткой рубашкой, а самовыражением.

Августин говорил: «Возлюби Бога - и делай, что хочешь». Полная спонтанность. Но это спонтанность, которая столь жестко регулируется некой глобальной установкой, что другие нормы как бы не нужны. Христос дает пример спонтанности, а потом все делают из этого норму. Но делать из христианства норму можно до какого-то момента, а дальше опасно. Потому что в таком христианстве новый Христос никогда не возникнет. Здесь так же, в общем-то. Есть дисциплинированные игроки, которые вроде бы не способны на творчество: если мы выполняем установку тренера, то наша способность к импровизации ничего не стоит. Неправда. Особенно хорошие дисциплинированные люди - это люди, которые наиболее творчески и вдохновенны. Выполнение нормы вдохновенно - это лучший вариант выполнения нормы. Это такое выполнение, в рамках которого спортсмен не чувствует норму как отчуждение. Проблема «спорт и отчуждение» имеет множество аспектов.

Духовность футболиста. Спортсмен, в принципе, человек - это принято, это как-то логично. То есть спортсмен не может не выбирать определенную, совершенно четкую позицию - притом не поведенческую, а теоретически по отношению к каким-то разворачивающимся событиям, где он должен себе что-то доказать. Основной выбор, который делает спортсмен, особенно в игровых видах спорта, - это выбор все-таки нравственный. Спортсмен всегда стоит перед необходимостью нравственного выбора: когда играет с кем-то, когда выходит на какой-то толчок, когда вводят игрока. Поэтому прежде всего: если спорт как-то испытывает человека, то он испытывает его не метафизически, не психологически, а в таком абстрактно-психологическом варианте. Он испытывает его нравственно.

Спортсмен десятки раз проходит ситуацию нравственного выбора - это тяжелейшая ситуация. В этом смысле спортсмен находится в тяжелейшей ситуации с самого начала своей спортивной деятельности, и ему очень трудно иногда не пасть в этом выборе, но когда он уже этот выбор совершает. То есть спорт чеканит людей двух типов: с одной стороны, очень хороших, и с другой стороны - плохих. По высокому классу. Середнячков здесь почти нет, и это естественно.

Проблема морального выбора и духовности стоит здесь как ситуативная, каждодневная. Проблема гораздо более серьезная и императивная, чем в случае любого другого человеческого поведения. Спортсмен постоянно мучается этим, не может уйти от этих проблем. Каждый день ситуация ему тычет в физиономию, кто он и кем он должен быть и в то же время: «Добивайся, соблюдая то-то». Я считаю,

 
Новости
«Герта» была сильнее «Айнтрахта»
В 22-м туре Бундеслиги в очном матче сошлись ведущие борьбу за высокие места "Герта" и "Айнтрахт". Хозяева добыли победу со счетом 2:0 благодаря голам во втором тайме Ведада Ибишевича и Владимира Дариды.
«Наполи» дома уступил «Аталанте»
Матч 26-го тура чемпионата Италии между «Наполи» и «Аталантой» завершился победой гостей. Итоговый счет матча – 2:0 в пользу «Аталанты». Дубль у клуба из Бергамо сделал защитник Маттиа Кальдара.
Генгам — Монако 1:2
"Монако" одержал победу над "Генгамом" в выездном матче 27-го тура чемпионата Франции. Автором победного гола стад бразилец Фабинью, реализовавший пенальти на 86-й минуте.
«Бавария» забила восемь мячей в ворота «Гамбурга»
Мюнхенская "Бавария" восемью безответными голами унизила на своем поле "динозавров" из Гамбурга, Карло Анчелотти провел тысячный матч в качестве главного тренера, Пьер-Эмерик Обамейянг оформил дубль, а "Севилья" сравнялась с мадридским "Реалом" по количеству набранных очков в турнирной таблице чемпионата Испании.
Юрий Семин: «Хотим, чтобы Лоськов правильно завершил карьеру»
Главный тренер "Локомотива" Юрий Семин отметил, что тренер команды Дмитрий Лоськов заявлен за железнодорожников на оставшуюся часть сезона, чтобы иметь возможность должным образом завершить карьеру. По его словам, сейчас Лоськов не может быть игроком основного состава.
«Челси» обыграл «Суонси» в 300-м матче Фабрегаса в АПЛ
Матч против "Суонси" стал особенным для полузащитника "синих" Сеска Фабрегаса, проведшего в чемпионате Англии 300 встреч (88 в составе "Челси" и 212 - за "Арсенал") и ставшего первым испанцем, достигнувшим столь высокого рубежа.
 

















35577