Третья категория — тренеры агрессивные, которые в действительности бывают мягкими и робкими и стараются преодолеть комплекс неполноценности, стуча кулаком по столу или крича громче всех. И агрессивных тренеров я тоже знал немало, но и здесь следует делать различие. Тренер, который поддерживает дисциплину в команде кнутом, добивается послушания игроков угрозами штрафов и плохо относится к журналистам — слабый специалист. Настоящий тренер не терпит никакого давления и всегда ведет себя очень корректно. Однако не стать оппортунистом трудно и приходится идти на компромиссы ради того, чтобы сохранить верность своим идеям.

Довольно спорным я считаю поведение тех тренеров, которые грубы с игроками, агрессивны чуть ли не от природы и стремятся подавить индивидуальность всех, с кем сотрудничают.

Важным, и я бы сказал решающим фактором для будущего любого тренера является то, как он ведет себя с игроками. Первейшее место здесь занимает коммуникабельность. Разговаривать с людьми надо убедительно, сознавая, что резкий тон ничего не даст. С помощью убедительных доводов можно подвести игроков к определенным выводам, помня о том, что каждый из них и рассуждает, и реагирует по-своему. Бывает, что игроки умнее и в культурном отношении выше тренера. В таких случаях тренеру следует проявлять гибкость, умение завоевать симпатию игроков и на этом стороить свою работу.

У нас нередко ведутся споры о том, насколько важно для тренера образование, и многие считают, что предпочтительнее иметь тренера с университетским дипломом. Я лично не согласен с тем, что тренер обязательно должен иметь диплом о высшем образовании и высокий культурный уровень. Специальное образование конечно же нужно, но главное, чтобы тренер умел работать на стадионе, ибо, если на поле он ничего не стоит, никакой диплом, скажем, филолога, ему не поможет. Между прочим, в не столь далеком прошлом именно в Италии тренеры с дипломами о высшем образовании были не очень удачли