выполнять свою работу, постоянно совершенствуя свой психологический статус, может преодолевать трудные моменты, избегая серьезных душевных травм и притом быстро и на продолжительное время. Необходимость добиваться максимального улучшения психофизического состояния каждого члена команды заставит всю команду как можно успешнее усваивать основы правильного поведения как в нападении, так и в защите.

Стиль. Несмотря на ценность новых теорий, многие теоретики футбола, исходя из некоторых общих принципов, считают все же необходимым подчеркивать значение особенностей среды, характеров, психо-социальных условий, влияющих на каждую отдельную методологию, и утверждают, что она должна как можно полнее отвечать концепции каждой отдельно взятой школы. Конечно же, стили и установки различных школ тоже разные. Здесь можно привести несколько примеров. Игроки англосаксонской школы отличаются агрессивностью, рациональным подходом к игре и атлетизмом. Футболисты латинских стран обычно склонны к более тонкой, техничной игре и добиваются эффекта без малейшей агрессивности. В Центральной Америке и Африке футбол еще молод, поэтому он не отличается высокой футбольной культурой и традициями, что и бросается в глаза. На мировом уровне заметна тенденция к овладению наилучшей техникой, но как бы не прогрессировали команды, они все равно будут связаны с генетическими особенностями своего народа. Так что, какой бы ни была схема игры — «зона» или «смешанная зона», 4 + 4 + 2 или 4 + 4 + 3, — в спортивной подготовке футболистов никогда не будет общей методологии. Каждый тренер должен поддерживать высокий уровень подготовки команды, опираясь на собственную культуру и теоретические изыскания, добиваясь высокой общей подготовки команды посредством специальных упражнений (прессинг, выход один на один, страховка), сочетающих в себе технико-тактические и атлетические элементы.

Штрафные удары. Тактика строится в соответствии с вышеназванными принципами, особенно тогда, когда речь заходит о положении вне игры, чрезмерном прес