хулиганы не могли проникнуть на футболь ное поле. Однако, если бы такое огражде ние имелось в Брэдфорде, зрители, спа саясь, вообще не смогли бы выбежать на поле, и в результате погибших было бы го раздо больше. Само строительство подоб ных оград осуществлялось не в интересах безопасности болельщиков, а в целях борь бы с хулиганством.

15 апреля 1989 года такое заграждение стало причиной смерти 96 болельщиков «Ливерпуля», которые присутствовали на полуфинальном матче на Кубок ФА меж ду «Ливерпулем» и «Ноттингем Форест», проходившем на стадионе «Хилсборо» в Шеффилде. Из-за неграмотных действий полиции и неправильной расстановки ука зательных знаков болельщики были нерав номерно распределены по трем огорожен ным секциям трибуны «Леппингс-Лейн». Давка в центральной секции усилилась, когда полиция открыла внешние ворота, чтобы ослабить напор толпы за предела ми стадиона. Сотни людей устремились в ближайшую секцию, которая и так уже была переполнена. Выходные ворота были закрыты, и полицейские не сразу поняли, что люди умирают в давке перед оградой. Самая ужасная футбольная катастрофа в Британии разворачивалась прямо на глазах у телезрителей. Несколько дней газеты пу бликовали фотографии мертвых и умираю щих людей.

Эта катастрофа получила огромный резонанс в обществе. Старшие офицеры полиции воспользовались этим, чтобы рас пространить ложную информацию, будто в случившемся виноваты хулиганы, и не которые скандальные газеты подхватили эту версию. Однако во время работы обще ственной комиссии под руководством вер ховного судьи Тейлора эти доводы были безоговорочно отвергнуты, а вся вина воз ложена на полицейских.

В докладе Тейлора вопрос об обеспече нии безопасности футбольных болельщи ков был поставлен особенно остро. Вскоре после опубликования выводов Тэйлора на чалось строительство стадионов только с сидячими местами (правда, только для ко манд первых двух дивизионов английской Футбольной лиги). Из-за высокой стоимо сти таких сооружений, а также по причи не уверенности в системе безопасности на своих стадионах многие клубы неохотно принимали идею строительства новых со оружений. Однако идти на уступки их за ставлял нажим со стороны правительства, которое все более рассматривало футбол как досадную помеху общественному по рядку. Власти были заинтересованы в стро ительстве стадионов с сидячими местами, что, по их мнению, должно было умень шить хулиганство и повысить безопасность людей. Произошла переоценка отношения к индустрии футбола и ее потребителям. Трагедия в «Хилсборо» способствовала не только появлению новых стадионов в Бри тании, но и переосмыслению самой игры.

Трагедия в «Хилсборо» была послед ней из серии трагических инцидентов в общественных местах, потрясших Бри танию в конце 1980-х годов. Если к ката строфе в Брэдфорде общество отнеслось с известной долей фатализма, то гибель людей на стадионе «Хилсборо» вызвала гнев и возмущение людей, которые высту пили с требованиями осудить виновных. Спорный вердикт предварительного след ствия о «случайной смерти» болельщиков на стадионе оставлял мало возможностей добиться справедливого суда, в результате чего члены семей погибших стали подавать частные иски на старших офицеров поли ции, дежуривших в тот день. Компенсаци онные выплаты не могли быть достаточны ми в обстановке всеобщего недовольства просчетами футбольных чиновников и местных властей.

История футбольных катастроф в по слевоенной Британии показывает, что клу бы, государственная власть и футбольные