требовала введения законодательных мер. Принятый в 1975 году Закон о безопасности спортивных сооружений был разработан на основе рекомендаций комиссии, рассле довавшей трагедию на стадионе «Илброх». Он вводил систему инспектирования ста дионов местными властями и устанавливал требования к технической безопасности футбольных площадок. Выполнение этого закона сначала было под силу только ан глийским и шотландским командам перво го дивизиона, а с 1979 года его предписали выполнять и английским командам второго дивизиона. Однако бывало и так, что не большие стадионы, такие, как «Шрусбери» (вместимостью 16 800 зрителей) попадали под действие закона, а крупные стадионы, например «Шеффилд Юнайтед» (вмести мостью 44 тыс. зрителей) оставались вне его юрисдикции.

Общественный отклик на трагедию не зависит от количества жертв. Это осо бенно наглядно подтверждает мюнхенская катастрофа 6 февраля 1958 года. Самолет с игроками «Манчестер Юнайтед» рухнул при взлете после дозаправки в аэропорту Мюнхена, в результате чего погибли 23 че ловека, в том числе 8 игроков команды, сре ди которых был Дункан Эдвардс. Менеджер клуба Мэтт Басби получил тогда тяжелую травму. Эта трагедия продолжает занимать центральное место в английском футболь ном фольклоре, она сыграла важную роль в формировании образа «Манчестер Юнай тед» как уникального клуба. Крушение са молета оказалось более памятным событи ем, чем катастрофы на стадионах «Илброх» и «Бернден Парк». Футбол — это спорт, который тесно связан со славой и героями, поэтому память о скромных болельщиках занимает в нем не так много места.

1980-е годы стали едва ли не самой мрачной страницей в истории британского футбола. Футбольное хулиганство стре мительно распространялось и особенно сильно проявило себя во время финально го матча розыгрыша Европейского кубка на стадионе «Хейсель» 29 мая 1985 года. Рухнувшая стена погребла под обломками 39 болельщиков «Ювентуса», которые пы тались спастись от разгоряченных фанатов «Ливерпуля». В результате английским клубам было запрещено участвовать в ев ропейских кубковых соревнованиях. Двумя неделями раньше, 11 мая 1985 года, 56 бо лельщиков погибли при пожаре на стадио не «Вэлли Парад», принадлежавшем клубу «Брэдфорд Сити». Последний входил в со став третьего дивизиона, и его спортивная площадка не подпадала под действие За кона о безопасности спортивных соору жений. Матч открывал для клуба путь на верх турнирной таблицы, и все внимание было подчинено этому, а не соблюдению закона о безопасности — в итоге легковос пламеняющийся мусор вызвал пожар под деревянной трибуной, в результате чего по гибли люди. Из-за высокой стоимости мер безопасности клубы старались делать толь ко то, что было строго оговорено законом, и часто не учитывали такого рода мелочи.

Катастрофа в Брэдфорде снова при влекла общественное внимание к проблеме ветхих стадионов. Закон о безопасности спортивных сооружений был немедленно распространен на все клубы Футбольной лиги. Реакция на эту катастрофу усилилась трагедией на стадионе «Хейсель». Несмо тря на протесты властей Брэдфорда и де путатов парламента, оба случая (а также гибель одного человека в Бирмингеме в результате футбольного хулиганства) были объединены в рамках расследования, кото рое проводилось под руководством верхов ного судьи Поплуэлла.

Доклад Поплуэлла привел к закрытию и сносу деревянных трибун во всей Брита нии, но его рекомендации по обустройству широких проходов по всему периметру ограждения остались без внимания. Вы сокие ограды, похожие на клетки, были установлены на многих стадионах, чтобы