сознательно разделить на части, разложить их в логической последовательности и времени, и все это пропустить через себя. Работа трудная, скрытая от глаз зрителя и соперника, но с ее помощью можно совершать чудеса.
В.Л. Если это действительно творческий, созидательный, а не разрушительный процесс. В нем должны конструироваться или собираться в единый механизм разные стороны того действия, которое потом' на поле, в игре будет именоваться квалифицированным коллективом. Но мы еще стремились и к тому, чтобы проявление или реализация всех действий, как у одного футболиста, так одновременно у всех, начиная от зарождения мысли и заканчивая групповым поведением, должна быть на мгновение выше. При этом у нас тренеров, вполне реально поселялось ощущение некоторой тревожности.
A.З. Понимаю, это связано с тем, что повышенную скорость не все, как говорят «переварят», и она вместо склеивающего свойства превратится в разрушающее. Вместо четкого, смелого работающего коллектива может появиться диссонирующие вспышки отдельных игроков.
B.Л. Да. Но к этому нужно быть готовым и готовить так команду. Вторая проблема — это структура и связь с функциональной готовностью игроков реализовать многоплановость тактических моделей. Структура игры — это сложная конструкция, пронизывающая и соединяющая своими нитями и связями, сложнейшие двигательные и психические взаимоотношения футболистов.
A.З. Но структура ее динамичная и подвижная. Она может быть почти не осязаемой и текучей как вода, и уходить сквозь пальцы, или наоборот, приобретать свойства вязкие, плотные, упругие и твердые. И если, именно осязаемую структуру, зарядить хорошей функцией, то система в виде игры кое-что сделает, по крайней мере, в отношение соперника. И третья проблема — кто же будет все это так реализовывать?
B.Л. Для того, чтобы осуществить образ игры, нужны такие футболисты, которые имели бы необходимую емкость восприятия специальной информации и обладали бы способностью переработке ее не только репродуцировать образ игры тренера (что само по себе уже чрезвычайное событие), но и могли бы через свое видение фокусировать ее элементы до степени не допустимой другим (или рассеивать), причем в спектре не чернобелом, а цветном, да еще с учетом целесообразности. Кроме всего прочего, сложность заключается в том, как и какими способами, средствами "вложить" образ игры в совершенно различных людей.
A.З. По-видимому, в этом случае большую роль играет подбор игровых серий, каждая из которых является микромоделью игры. Последовательное распределение их во времени и с доступной освоению частотой, позволяет постепенно воспроизводить в сознании у футболистов тот образ, который видит тренер.
B.Л. Но ведь не только специальные игровые упражнения создают желаемую игру. Нередки случаи, а если быть точным, то в подавляющем болыденстве случаев, футболистам не хватает каких-то качеств, одним — выносливости, другим
— скорости, третьим — координации, техники, атлетизма и т.д. Поэтому следует с учетом необходимости связанной с особенностями игроков и образы игры, применять целый спектр средств, позволяющие уже не только впитывать в себя как отдельные фрагменты, так и в целом игру, но уже и реализовывать ее при