В премьерном представлении даже исполь зовалась рекламная афиша этого клуба.

С тех пор драматические произведения о футболе делились на две категории: ком мерческие и местные («маргинальные») пьесы, которые прославляли достижения родного клуба либо акцентировали внима ние на проблемах игры. В коммерческом секторе наибольшую известность получи ла пьеса «Вечер с Гарри Линекером» (1992) Артура Смита и Криса Ингленда — коме дия, затрагивающая события, связанные с выходом сборной Англии из розыгрыша чемпионата мира 1990 года. То, что пьесу о футболе поставили в Вест-Энде и она полу чила высокую оценку критиков, свидетель ствовало об укреплении позиций футбола в национальной культуре после бурных 1980-х годов. Актерская работа Пола Хад сона, создавшего сценический монолог на основе книги Ника Хорнби «На пределе эн тузиазма», заслужила признание уже после первого спектакля в 1995 году и помогла поддержать «феномен Хорнби». В мюзикле Эндрю Ллойда Вебера и Бена Элтона «Пре красная игра» (2000) на примере отноше ний в футбольной команде рассматривается проблема религиозной вражды в Северной Ирландии. К успешным произведениям местного значения относится пьеса Билла Гранди «На таран», посвященная «Дерби Каунти» (один из первых образцов этого жанра), «Лиссабонские львы» Уилли Мэли и Яна Олда (1992), написанная в честь сере бряного юбилея победы «Селтика» в Кубке европейских чемпионов 1967 года, а так же «Театр мечтаний» (1998), написанная болельщиками «Честерфилда» Ховардом Боррелом, Майком Фирсом, Фионой Фирс и Филом Тули. Игроки «Честерфилда» при сутствовали в театре «Огни рампы» на пер вых постановках этой пьесы, восхваляв шей замечательное достижение команды третьего дивизиона, дошедшей до полуфи нала Кубка ФА в 1997 году. Среди местных пьес можно выделить еще три, которые посвящены проблеме расизма,— «Экст ракласс» Пола Харта (1990), «Запретный удар» Клиффорда Оливера (1995) и «Ух-Ах Шуваб-хан» (1997).

Футбол по своему драматизму сродни театру. И в футболе, и в театре есть правила, которые Аллен Гатман называл «умышлен но неэффективными», но делают игру воз можной. Отелло было бы проще спросить Дездемону, есть ли у нее роман на стороне, но зрители сдерживают скептицизм, когда он этого не делает, потому что они знакомы с театральной иронией и драматургически ми приемами, создающими атмосферу на пряженного ожидания. Сходным образом футбольные правила запрещают забивать голы руками, и болельщики принимают эту условность, желая испытать напряжение в высшей точке игры. Действия Яго мож но назвать подлыми, но они вписываются в рамки трагедийного жанра: точно так же нарушение футбольных правил уничтожа ет взаимное согласие между зрителями и участниками игры относительно сплани рованной конструкции игры. Главное раз личие состоит в том, что драматическая постановка развивается по заданному сю жету (несмотря на вариации разных режис серов), а развитие игры, хотя и подчинено правилам, остается неопределенным, как бы ни старались многие футбольные ком ментаторы убедить нас в своих предчув ствиях относительно исхода матча.

Из-за ограниченных возможностей драматургов по сравнению с другими ли тераторами, а также небольшого спроса на драматические произведения о футболе эти пьесы будут появляться сравнительно редко. Тем не менее футбольная тема, без условно, будет вдохновлять драматургов местного значения, а количество коммерче ских постановок будет свидетельствовать о положении футбола в национальной куль туре и обществе.