шанс для бедного в основном населения страны выйти в люди - это футбол. Там играют все и всюду: на пляже, просто на песке, просто на асфальте. Я был в Бразилии - видел. В основном люди живут очень бедно, но природа так наделила, одарила этих людей, что к футболу они все с детства очень восприимчивы. Они талантливые в этом отношении люди. Поэтому у многих из них единственной задачей является развить данные, отпущенные природой, чтобы не упустить шанс стать футболистом. Там футбол - один из немногих видов деятельности, с помощью которого можно выбиться в люди.

То же самое во многом и в Италии. Итальянцы просто сумасшедшие, помешанные на футболе. Там это просто не то что спорт номер один, а вообще часть жизни итальянцев. Там, когда транслируется футбол, никто не посмеет переключить телевизор. У итальянцев, хоть это европейская страна и уровень жизни у них европейский, футбол где-то на уровне помешательства!

У немцев, я думаю, с футболом, как и везде в Европе. Да, это вид спорта, который очень популярен, там это тоже возможность для людей хорошо зарабатывать, но не больше. И все-таки для немцев, я думаю, футбол все же больше, чем просто популярный вид спорта. Немцы многих успехов добиваются потому, что обладают такими признаками национального характера, как борьба до конца, строгая дисциплина, жесткость, организованность, точность. - работают, как часовой механизм швейцарских часов, действуют очень слаженно, четко, до конца. Да, у немцев такая стать, что позволяет им добиваться успехов как в мировом футболе, так и в европейском.

О коммерциализации футбола. Думаю, что если, например, в прошлом - позапрошлом году основные принципы и правила футбола практически уже вышли за рамки деятельности ФИФА, если члены Евросоюза обсуждают принципы перехода отдельных игроков, если в футбол пришли колоссальные деньги, когда за футболистов платят больше шестидесяти миллионов долларов, то футбол, наверное, действительно часть мирового рынка, мировой индустрии, массовой культуры. Спорт и культура всегда шли рядом. И в то же время футбол - это зрелище, это массовое, популярное шоу, причем зрелище, в которое сейчас вкладываются огромные деньги.

Футбольная культура страны определяется во многом тем, насколько страна культурна. Говорят, что показателем культуры страны является то, как она относится к пенсионерам и детям. Вот и в футболе, наверное, так же. Ну, к пенсионерам - сложно что-то сказать, но к детям, к подрастающему поколению. Например, если во Франции команда какого-то пятого дивизиона (не то городишки, не то деревни с численностью населения пять тысяч жителей) имеет великолепный стадион, несколько футбольных полей плюс искусственное поле, местное правительство (практически каждый муниципалитет!) выделяет определенную сумму из городского бюджета для оздоровления жителей и, в частности, для занятий футболом, это и есть национальная культура. Остальное - популярная. У нас в России, что говорить, сейчас какая культура? Ни той, ни другой.

Конечно, футбол имеет свою субкультуру. хотя односложно сказать трудно. Когда люди идут в Большой театр смотреть балет или в «Гранд Опера» в Париже, в «Ла Скала» в Милане слушать лучших мировых теноров, это, я думаю, то же самое, что люди идут на прекрасные футбольные игры. В Европе или в Азии (если взять чемпионат мира в Японии) в основном суперстадионы со всеми удобствами, на которых приятно смотреть футбол. У нас сейчас качество стадионов приближается к мировому уровню. Вот «Локомотив» построен - отличный стадион, на котором посмотреть футбол - одно удовольствие! Там есть всевозможные удобства для зрителей - как для простых, так и для VIP-персон.

Конечно, футбол, как я уже сказал, вполне можно считать современным шоу-бизнесом. Так же, как в шоу-бизнесе, здесь есть солисты, которые поддерживаются большими группами менеджеров, подогревающими интерес публики к этим солистам. Вот последний пример. Все знают Бекхэма. Его переход в мадридский «Реал» - это ведь колоссальная пиаровская акция. Его имиджмейкеры работают так, что в Китае только за рекламный щит платят миллионы, а за рекламную поездку он (как