Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Мильштейн О.
Надежды и муки российского футбола
стр. 357


олимпийского движения: с одной стороны, как средство воспитания патриотизма (в Америке), с другой - как средство воспитания расовой ненависти и пренебрежения к другим народам (у Гитлера в его Олимпиаде 1936 года). Футбол в данном случае ничем не отличается от любого другого вида спорта: можно воспитать патриотизм, национальную гордость, национальный характер, а можно -национализм, шовинизм, ксенофобию, психоз. Это совершенно верно. И когда-то это стало для меня прямо ударом.

Я понимал, что советский спорт воспитывает в людях чувство национального единства: мы восхищаемся победой какого-нибудь чеченца в соревнованиях по борьбе и точно так же приветствуем, скажем, Ольгу Корбут из Белоруссии или какого-нибудь эстонца. Но вот конец восьмидесятых годов, начало перестройки - едет московское «Динамо» (или ЦСКА, я уж не помню) в Киев на матч с украинской командой. Собирается чуть ли не 80 тысяч болельщиков, и все дружно скандируют: «Бей москалей! Бей! Бей! Бей москалей!» - и так всю игру. И там действительно были попытки. разбили стекла в автобусах. Вот, пожалуйста, социалистическое государство - даже не надо Гитлера вспоминать.

Можно ли с помощью футбола целенаправленно манипулировать массовым сознанием и поведением людей? Я думаю над словом «массовое». Здесь все зависит от ситуации, от напряженности ситуации. В спокойной жизни манипулировать можно разве только отдельными группами, но в экстремальных ситуациях, когда все уже на грани жизни и смерти, - тогда можно. Очень хороший пример: футбольный матч в осажденном Ленинграде между двумя армейскими командами. Он имел колоссальное значение и очень сильно повлиял на массовое сознание умирающих в блокадном городе ленинградцев. Это мне рассказывали люди, слушавшие репортаж об этом матче, - две мои сестры, которые пережили всю блокаду от первого до последнего дня, голодали, потеряли близких. они говорили, что этот матч вдохнул в них столько сил, что захотелось жить. Как исполнение «Ленинградской» симфонии Шостаковича, который, кстати, был фанатичнейшим болельщиком футбола. .А игра киевского «Динамо» с командой нацистов под дулами пулеметов в оккупированном Киеве и ее трагический конец?

Способствует ли футбол формированию мифов в массовом сознании? Например, можно ли с помощью футбола формировать такие мифы: об индивидуализме или коллективизме народа или нации, о личном выборе индивида, о нейтралитете личности и общества, о низменной природе человека, о сверхчеловеке? Здесь нужно сказать, что основы совершенствования человека, о котором мы уже поговорили, которые есть смысл спорта, - это наличие мифов в сознании людей. Миф о Боге -да, это миф. В классическом определении. Любая вера во что-то - это миф. То же самое в футболе. Мифы в футболе нужны обязательно, но само понятие мифа индивидуально: оно зависит от ситуации, от особенностей психики, от сиюминутного состояния человека и многого другого. В психологии (да и в социологии) совершенно четко установлено, что в дни обострения жизненных условий и жизненных ситуаций повышается количество верующих: люди, которые были абсолютными атеистами, начинают верить в Бога. Значит, миф просто необходим человеку. Для того чтобы жить.

Относительно того, способствует ли футбол созданию у людей целостного представления о мире и мироздании, целостного восприятия мира. Я думаю, что футбол имеет к этому некоторое отношение, но только в узком значении и очень косвенно. Это вопрос философский, это не обыденный вопрос. Если человек в своей жизни сталкивается с какой-то философской проблемой (о сущности и нравственных основах бытия, о честности и нечестности, о прекрасном и безобразном - в частности, можно ли принимать такой иезуитский лозунг, как «цель оправдывает средства»), - если человек озабочен такими вещами, то и футбол может быть моделью, на которой проверяется истинность его убеждений. Большинство людей, размышляющих над такими философскими проблемами, имеют какую-то свою концепцию, но среди всех этих людей только очень маленькая, микроскопическая часть («шизофреники»!) могут принимать во внимание существующие точки зрения и свой прошлый

 
Новости
«Урал» подал протест на судейство в матче с «Зенитом»
Главный тренер «Урала» Александр Тарханов сообщил, что клуб подал протест на судейство в матче 24-го тура РФПЛ с «Зенитом» (0:2). Арбитр встречи Алексей Еськов удалил с поля трёх игроков екатеринбургской команды.
А. Сёмин: «Мордовия» перестала успевать за «Динамо», отсюда гол и поражение
Главный тренер саранской "Мордовии" Андрей Сёмин прокомментировал поражение от "Динамо" в выездном матче 33-го тура ФНЛ со счётом 1:2.
ГК «Ростов-Дон» разгромил «Ставрополье-СКФУ» и вышел в полуфинал ЧР
Лучшими бомбардирами игры стали Анна Сень и Владлена Бобровникова, набравшие по пять очков. В полуфинале желто-черные сыграют с победителем пары «Кубань» — «Динамо-Синара», первая встреча между которыми закончилась победой волгоградской команды.
Григорий Иванов: Будем добиваться того, чтобы Еськов закончил с судейством
Президент «Урала» Григорий Иванов заявил, что клуб будет добиваться пожизненной дисквалификации арбитра Алексея Еськова из Москвы.
Второй тестовый матч состоялся на сочинском стадионе «Фишт»
"Сочи" и "Ротор" разошлись миром в матче 24-го тура второго дивизиона чемпионата России. Поединок состоялся на стадионе "Фишт", который примет игры Кубка конфедераций – 2017 и чемпионата мира – 2018. Первый официальный футбольный матч на арене состоялся 29 марта между сборными России и Бельгии.
Чорлука из-за травмы пропустит шесть месяцев
Защитник «Локомотива» Ведран Чорлука получил серьёзную травму в матче против «Амкара» (3:3). После прохождения медицинского обследования, у Ведрана Чорлуки был выявлен разрыв ахиллового сухожилия, сообщает официальный сайт хорватского футбольного союза.