ваются этими мыслями, но остальные тридцать всерьез пытаются их осуществить. Скорее всего, многие из них не задумываются над тем, что все-таки это такое — быть футбольным тренером. И естественно, что из этих тридцати процентов только немногим удается добиться своего. Это те немногие, у которых есть призвание к тренерской работе и еще определенное везение.

Мы часто слышим слово везение, когда речь заходит о тренерах. Я полагаю, что оно необходимо в любой сфере деятельности. Но особенно оно важно в футболе, потому что судьба тренера часто зависит от того, попадет или не попадет мяч в сетку ворот. Но полагать, что хороший тренер тем и хорош, что ему везет, — это по-моему уж слишком. Не говоря о том, что какое-то время можно быть везучим, а какое-то — нет. О тренере следует судить по результатам его работы на протяжении длительного периода, а не по результатам нескольких игр.

У нас (да и везде, ведь весь мир — одна большая деревня) тренер, который работает эффективно, стараясь, чтобы команда имела собственное лицо, а игроки — высокий коэффициент умственного развития, считается хорошим, пока команда выигрывает. Если этого нет, нет и хорошего тренера. Но бывают случаи, когда тренера превозносят потому, что его команда выиграла случайно, например, благодаря голу, забитому противником в собственные ворота. В общем, в футболе во главу угла ставится прежде всего итог матча — победа или поражение, так что дело доходит до самого настоящего «психоза результата».

Нередки случаи, когда в какой-нибудь заштатной команде в случае поражения тренера меняют по требованию игроков. Я слышал об одной заводской команде, которая сменила тренеров дважды за три месяца. Даже в таких командах не желают признавать поражений и в подобных случаях оборонительная тактика берет верх над наступательной по принципу: главное — не проиграть.

Многие ли игроки, собираясь стать тренерами, задают себе вопрос: есть ли у меня призвание к этому делу? Думаю, что немногие. И чаще всего стать тренерами стре