маха (даже признание своей ошибки — это доказательство силы и смелости).

И вот тут в дело вступает третий «пункт», то есть психология. Хороший тренер всегда еще и отличный психолог. Именно психология помогает ему преодолевать препятствия, распутывать сложные узлы, досконально знать своих игроков, а это первейшая необходимость. Контролировать поведение нескольких десятков молодых людей непросто. У каждого из них свой характер, требования, проблемы, недостатки. Только ма/юпрофессиональный тренер ограничивается наблюдениями за своими игроками, стоя у кромки поля и стараясь не вмешиваться, даже если дело того требует.

Но подобный тренер еще и очень плохой психолог. Игроки, предоставленные самим себе, чувствуют себя брошенными и вымещают свое дурное настроение друг на друге. Тут необходимо авторитетное и умелое вмешательство тренера, который должен действовать умно, тактично, пользуясь психологическими методами, которые могут быть и интуитивными, и благоприобретенными. Тренер, не являющийся психологом, должен хотя бы постараться стать им.

Многие ли тренеры когда-то интересовались психологией? Немногие, но Центр в Коверчано проявил инициативу и уже давно включил психологию в список обязательных дисциплин.

Изучая материалы по психологии, тренеры находят решения множества своих проблем. Конечно, одно дело находить ответы на интересующие вопросы в книгах, другое — куда более сложное, применять полученные знания на практике. Другое дело — считать, что тренеры обладают высоким коэффициентом интеллектуальности и потому способны, пусть и не всегда в должной степени, применять на практике общие принципы, излагаемые в учебниках и пособиях по психологической подготовке.

Я уже говорил о молодом враче, тренировавшем футбольную команду своей больницы. Так вот именно этот врач сказал мне о том, как помогли ему в работе с футболистами знания в области психологии, почерпнутые в университете, и как он применял их на практике. Он рассказал