сам хороший инструктор. Он может делать что угодно, подменять собой кого угодно и брать на себя любые инициативы, но это, увы, не идет на пользу ему самому и прежде всего футболу.

V. В каких странах инструктор по физподготовке играет очень важную роль?

В каждой стране, где во всех социальных слоях существует культ движения, никогда ответственная роль инструктора по физподготовке не будет поручена человеку, не обладающими глубокими знаниями в области рационального движения и не имеющего соответствующего опыта. Это не относится к нашей стране, где практики как гигиенического, так и спортивного движения почти не существует, если не считать бурной реакции орущих болельщиков, не уважающих ни себя, ни других.

Инструктор по физподготовке играет важную роль в Бразилии и в России — в этом я имел возможность убедиться лично. В этих странах хорошая школа футбола, нацеленная на современную организацию работы.

VI. Какими должны быть отношения между инструктором и игроком?

Игроки, которым приходится иметь дело с систематической работой инструктора по прогрессивной и серьезной физподготовке, после первой фазы, которую можно определить как недоверчивое ожидание, занимают следующие позиции: одни сотрудничают активно, другие сотрудничают, но не без сопротивления, третьи становятся в позу более или менее откровенного сопротивления. Каким бы ни было это отношение, оно свидетельствует о том, что спортивная подготовка у нас, по крайней мере, носит спорный характер.

Отсюда и особенности отношений между инструктором и игроком. Это трудные отношения между преподавателем и строптивыми учениками, отношения, при которых преподаватель стремится сделать физическую подготовку приемлемой и подходящей для всех. Если бы не было