модель игры, хотя при этом и используются некоторые идеи позиционных игр;

в тренировочном и соревновательном процессах отсутствуют понятия концепции, связанные с моделями тактико-технического и стратегического поведения игроков и коалиций;

часто исследование поведения футболиста в динамических игровых ситуациях заменяется или основывается на исследовании психологических компонентов мышления и ориентировки;

моделирование игры иногда заменяется исследованием различных статистических характеристик без учета представительности выборки и взаимосвязи модели с реальной действительностью.

Таким образом, несмотря на накопленные .обширные научные данные и большой практический опыт, основная задача планирования не решена и содержательно остается прежней. Необходимо знать:

1.    Какую нужно иметь информацию о своей команде и командах — соперницах, о тренировочных программах и результатах их воздействия на футболистов.

2.    Как построить такую тренировочную программу и модель соревновательного поведения, которые могли бы в конкретные моменты обеспечивать состояние футболистов с заданной надежностью; обеспечивать тактическое поведение команды согласно поставленным целям.

При решении этой задачи планирования опираются на вспомогательные задачи. Вот некоторые из них:

построить модель запланированных игр и дать по ней прогноз; для команд-соперниц построить модель игры в определенное время; найти модель функционального состояния команды, обеспечивающего заданную модель игры;

дать прогноз модели своей команды;

разработать последовательность моделей промежуточных функциональных состояний;

найти модель тренировочного воздействия, переводящего футболиста из одного функционального состояния в другое (в зафиксированное время, с заданной надежность);

разработать методики, научные и технические средства, провести исследования и моделирование для малоформализованных задач управления, планирования и контроля в футболе.

Как видно из вышеприведенного материала, решение задач процессов управления и многообразие этих задач, стоящих перед тренером и спортсменом, в связи с необычайной сложностью, усугубляемой различными факторами внутри коллектива и в его отношениях с другими системами, — влияние сложное. Поэтому для повышения эффективности работы команды, тренера, футболиста необходима научная организация их труда. А это в настоящее время невозможно без использования методологического подхода с адекватным применением методов сбора, хранения, переработки, анализа и интерпретации огромного информационного потока, с которым связана проблема подготовки, управления и демонстрации футбольной игры.

Итак, одна из популярнейших спортивных игр — футбол — стала объектом нашего внимания под углом зрения: как, пользуясь достижениями современной