Хорошо, в одном из последних туров кто-то в «Лужниках» головой в падении забил, ему приз дали.

После завершения карьеры Копейкин много лет в качестве тренера воспитывал армейскую молодежь, возглавлял команду ЦСКА-2 и некоторое время главную команду ЦСКА.

Не все футболисты, игравшие в ЦСКА в 1970 году, удостоились золотых медалей. Но каждый из них внес свою лепту в общую победу клуба. Например, Георгий Ярцев, будущий тренер сборной России. Правда, за армейскую команду он провел один матч, но сам факт, что он выходил на поле в майке с эмблемой ЦСКА, весьма знаменателен.

Вообще тот золотой матч 1970 года часто называли футбольным спектаклем с лихо закрученной драматургией. Но завязка сюжета произошла еще в ходе чемпионата, где ЦСКА и «Динамо» шли по дистанции рядом. Поначалу динамовцы держались впереди. Второй круг они начали с гандикапом в три очка. Но ЦСКА предпринял спурт, набрал во втором круге больше всех очков и вплотную приблизился к «Динамо». Такая упорная гонка все сильнее подогревала интерес болельщиков. А потом и вовсе, как будто следуя замыслу невидимого режиссера, они в тот момент, когда казалось, что вот-вот наступит развязка, еще более закрутили интригу. Финишную линию чемпионата обе команды пересекли одновременно с одинаковым количеством набранных очков.

Выявить победителя решили в дополнительном очном споре. И это было справедливо. Всякие разные математические расклады — не лучший способ определять победителя. В истории этих двух команд уже был случай, когда они разыграли золотые медали по разнице забитых и пропущенных мячей. В 1947 году ЦДКА и «Динамо» тоже подошли к финишу голова в голову. Все должен был решить последний тур. Причем если бы в нем обе команды набрали одинаковое количество очков, то рассудить их должен был какой- то странный показатель. Не количество побед, соотношение которых 19:17 было в пользу динамовцев. Не разность забитых мячей, в которой уже преимущество было на стороне армейцев — +45, против +42 у бело-голубых. И даже не очные встречи, перевес по которым опять же был на стороне «Динамо» — 3:1, 0:1. Чемпиона должно было определить соотношение забитых и пропущенных мячей, которое высчитывалось путем деления. «Динамо» уже закончило чемпионат с разностью 57 — 15 (соотношение — 3,80). У армейцев перед последним матчем в Сталинграде с «Трактором» было на два очка меньше и разность 56 — 16 (соотношение — 3,50). Чтобы опередить соперников, ЦДКА должно было разгромить сталинградских «трактористов» со счетом 5:0, 9:1, 16:2 и так далее... В общем, положение явно писал какой-то математик, обожающий дроби. Но, как бы там ни было, ЦДКА выиграл, как заказывали — со счетом 5:0. В результате итоговая разность мячей у армейцев 61 — 16 принесла им соотношение 3,812 и золотые медали в придачу. В футбольных изданиях, описывая этот матч, неизменно превозносят характер армейцев. Рассказывают, как они с большим- большим трудом добились нужного результата, но какой-то осадок от такого чемпионства остался. Конечно, в спорте всякое бывает, однако по большому счету не очень справедливо по отношению к динамовцам, достойно проведших весь сезон, когда судьба их медалей оказалась не у них в руках, а у сталинградского вратаря. Отрази он на удар больше, и чемпион — «Динамо», на удар меньше — чемпион ЦДКА. И вот пять голов в его ворота обеспечили армейцам преимущество в разности аж на 12 тысячных — 0,012. И эта разница стала дистанцией между золотыми и серебряными медалями.

Хорошо, что в 70-м восторжествовал спортивный принцип. Сильнейшего должен был выявить очный поединок, а не калькулятор. И тем самым болельщикам был сделан подарок в виде незабываемых впечатлений. О золотом матче 70-го года вспоминают сейчас и будут помнить еще очень долго. Он вошел в историю не только за счет лихо закрученного сюжета, но, главным образом, за те потрясающие эмоции, которые испытали все, кто его видел.

На мой взгляд, тот матч больше напоминал не театральную драму, а голливудский фильм. Пусть американцы не сильно здорово играют в футбол, зато по части постановок спортивных фильмов им нет равных, У нас раньше тоже что-то получалось. Помню, в детстве с удовольствием смотрел такие картины, как «Вратарь», «Удар, еще удар», от