и сыграть сообразно действиям противника.

Таким образом, пасы комбинации не должны быть заучены как нечто неизменное и проделываться вслепую, а должны следовать один за другим в соответствии с действиями противника, образуя логическую цепь ходов.

Лишь отдельные, хорошо наигранные моменты могут играться вслепую, в целях быстроты и неожиданности для противника, но комбинационная вязь игры должна строиться на проницательной оценке игроком всей игровой ситуации.

Если в каждом игровом положении игрок будет находить наиболее острое продолжение игры из всех возможных, то последовательный ряд таких «разрешений» и создаст хорошую комбинацию как продукт коллективного творчества игроков на поле.

Если комбинация в два хода может быть сыграна вслепую, являя собой высшую степень сыгранности игроков, то длинные комбинации при защитной игре противника, построенной на держании игроков, как правило, строятся на возникающих в ходе игры ошибках противника.

Если футбол в своем младенчестве складывался из мгновенных импульсов игроков, то современный нам футбол строится на комбинационном творчестве игроков, т. е. на действиях «дальнего прицела».

Таким образом, тактическая «зрячесть» игрока, его игровая выдумка и быстрая оценка мгновенной ситуации игры являются обязательными качествами футболиста.

И недаром в современном футболе на первый план все больше и больше выходят тактические качества игрока.

Мы знаем, что многие игроки с большим стажем игры остаются все же тактически слабыми и приобретают твердую репутацию бестолковых игроков, в то время как другие славятся остроумием и явно видимой глазом интеллектуальностью своей игры. Этот факт говорит о том, что для восхождения на вершины современной футбольной тактики игрок должен обладать определенным комплексом психических качеств в степени, именуемой если не талантом, то, во всяком случае, способностями.

Независимо от наличия и степени этих качеств их нужно воспитывать, умножать и тренировать. В одних игроках для того, чтобы они получили необходимый игровой минимум этих качеств, в других - для того, чтобы в своем тактическом искусстве они поднялись еще выше.

Все сказанное здесь касается воспитания, обучения и тренировки отдельного игрока команды.

Это в основном учебно-воспитательная работа тренера.

Тактическая тренировка команды в целом, как игрового ансамбля, подбор состава игроков и постановка общей игры команды - это уже «режиссерская» работа тренера.

Методы тактической тренировки игроков и команды в целом очень разнообразны.

Бесспорно, лучшим средством командной тренировки является двусторонняя игра. Тренер может сам ее судить, делая замечания игрокам по ходу игры.

Еше лучше тренеру находиться не на поле, а на трибуне, повыше над полем, и, не прерывая игры, делать игрокам указания в рупор, предоставив судейство кому-нибудь другому.

При этом следует избегать частых остановок игры для поправок в моменты тактических ошибок игроков, так как инерция движения играющих после свистка или другого сигнала обычно не дает возможности точно зафиксировать игровую обстановку, в которой игроки сыграли неверно, и объяснения оказываются малоубедительными.

К тому же частые остановки игры снижают ее напряжение, лишают ее спортивного интереса и притупляют у игроков ощущение игры как непрерывного скоростного «нагнетательного» действия. Предварительные указания перед двусторонней тринировкой на макете поля и дача точных тактических установок отдельным игрокам и всей команде в сочетании с указанным мною методом корректирования игры дают наибольший эффект.

Разборы прошедших тренировочных, товарищеских и календарных игр совершенно обязательно должны дополнять тактическую тренировку команды и являться основой теоретических занятий с игроками. Всегда найдется повод преподать команде теорию того или другого тактического момента игры на свежем опыте каждого прошедшего матча.

В ходе же тренировки нужно больше пользоваться замечаниями и подсказками без