его умением.

Этим самым я определяю игровую сообразительность футболиста как умение быстро и верно оценивать обстановку и находить в каждый момент игры наилучший тактический ход. И это, т. е. тактика в действии, в мелькающем разнообразии спортивной борьбы, уже искусство, требующее развития и воспитания определенных психических способностей и качеств, навыков и привычек игрока. К ним мы относим: изобретательность, инициативу, чувство коллектива, самодисциплину, решительность и спокойствие, острое внимание, привычные навыки разрешения стандартных положений игры, хороший вкус к игре и т. д.

Воспитание и развитие всего этого психического комплекса в применении к игре и должно быть главным предметом тактической тренировки футболиста.

Ошибочно думать, что тактическая тренировка игрока заключается главным образом в разучивании тактических комбинаций.

Конечно, игрок должен знать много самых различных тактических ходов и целых комбинаций. Он должен их много раз проделывать на поле и изобретать их над его макетом. Но планирование игры только на заученных и построенных безотносительно к противнику тактических комбинаций в несколько ходов противоречит самому существу тактики как искусства действия.

Я уже не говорю о том, что все неожиданное в ходе игры исключает возможность построения вслепую длинных заученных комбинаций, давая то «трение» игры, которое и является главной причиной некоторой случайности борьбы на футбольном поле.

Зная много тактических приемов игры, игрок должен свободно выбирать их из своего тактического фонда, свободно комбинировать их, реагируя на реакцию противников, т. е. творя игру.

Все тактические знания и навыки игрока - это не более чем элементы, т. е. «кирпичики», из которых он строит тактику своей игры. Чем больше будет этих «кирпичиков» в распоряжении игрока и, самое главное, чем больше у него будет умения пользоваться ими, тем интереснее, содержательнее и разнообразнее будут его тактические постройки.

Дать в распоряжение игрока возможно больше «кирпичиков» для постройки комбинационной игры и научить его ими пользоваться - основная задача тактической тренировки.

Каждый игрок должен пройти хорошую тактическую школу игры, знать самые простые разрешения часто повторяющихся стандартных положений игры, получить привычные навыки быстро, без потери времени на размышление действовать в часто повторяющихся, обычных ситуациях игры.

Так как футболисты попадают в «жестокий цейтнот» по начальному свистку судьи и выбираются из него лишь покидая поле, то они особенно часто нуждаются в таком автоматизме действий.

Футболисты должны обладать тем, что шахматисты называют «техникой игры», т. е. игрой в простых игровых ситуациях по точно разработанным правилам, когда не утруждают себя анализом положения и не тратят времени на обдумывание хода.

Например, играть против сильного ветра понизу или двум нападающим «опасовать» одного защитника - все это вопросы «техники игры».

Всему этому игрок должен быть обучен в тренировке, а точнее, в учебно-тренировочных занятиях.

Однако игрокам должны быть преподаны и комбинации в несколько ходов. Игроки должны их знать. Но было бы неверно обучать игроков, настроившись на одну из комбинаций, проводить ее от начала и до конца безотносительно к противнику.

Практически футболистов нужно обучать не столько комбинациям, сколько искусству комбинировать, и воспитывать в них изобретательность и фантазию.

Например, если крайний нападающий, вытянув на себя крайнего защитника, отдал мяч вышедшему по его краю вперед полузащитнику, то вся дальнейшая комбинация должна строиться в зависимости от того, пойдет ли на него центральный защитник или полузащитник или его будет преследовать полусредний нападающий противника. Вот тут-то полузащитник, оказавшийся с мячом на краю, должен успеть, т. е. найти момент увидеть и оценить обстановку