Обращение к этим канонам, к этим традициям очень важно, но не для того, чтобы их воспроизвести,
- это абсолютно невозможно. А нужно для того, чтобы понять, что спорт, футбол могут быть сферой реальной консолидации людей, когда они искренне пропитаны теми идеалами, которые, я абсолютно убеждена, и в современном российском обществе постепенно откристаллизуются, и люди будут менее скептически настроены, чем это было поколения два-три назад, когда во всем (в том числе и в спорте) присутствовала двойная мораль. В этом смысле футбол для России значит очень много - и не только в спортивной сфере, но и в сфере сохранения российской духовности, как ни парадоксально это может звучать.
Для Бразилии, Италии, Германии. Я думаю, что для каждой из этих стран футбол, как и многие другие социальные явления, значит разное, в зависимости от особенностей культуры, традиций в этой области деятельности. Для Бразилии, я думаю, это просто религия. Это та область, в которой, как я себе представляю, сходится все: высшие помыслы этой нации, высшее искусство. это религия. Высшее проявление человека - вот что такое футбол для Бразилии.
Для Италии, как мне кажется, это не религия, а такой красивый, эстетичный, подобный искусству высший пилотаж в проявлении человеческих качеств. Для современного итальянца помимо искусства есть еще и футбол. Кино и футбол, я думаю, это такие очень деликатные формы проявления итальянского характера.
Для Германии футбол - это сфера расковывания человека. Как бы они (немцы) ни были жестко регламентированы, многие ищут эти отдушники. Думаю, что Германия - это культура результата. Если Италия и Бразилия - это культура процесса, то Германия - это во многом культура результата. Я думаю, что для Германии футбол - помимо того, что это отдушина, помимо того, что люди здесь тоже умеют ценить красоту, импровизацию, мастерство - это еще и форма самоутверждения нации.
Я думаю, что хороший футбол является, несомненно, явлением мировой культуры. Здесь я вынуждена произнести совершенно банальную фразу: футбол подобен балету. Есть французский балет и русский балет - это разные балеты, но это балет. Точно так же футбол, приобретая окраску, специфику, определенный колорит той или другой культуры, является признаваемым и понимаемым общим явлением, потому что явление культуры обязательно не «интро», а «интер». Если нет феномена восприятия явления другим человеком, другой нацией, другой традицией, то это не общая для них культура. В этом смысле футбол, будучи понимаемым, воспринимаемым и «раскручивающим» вокруг себя определенную массу, есть явление национальной и мировой культуры. Не всякое явление национальной культуры становится явлением мировой культуры и наоборот. Футбол - это, конечно же, явление национальной культуры, но, «являясь явлением» многих национальных культур, он неизбежно становится феноменом и мировой культуры.
Футбольная культура в стране, нации, обществе. Это близко к тому, что мы говорили о философии футбола. Если «философия футбола» подразумевает максимально обобщенные ценности, которые проявляются через действие под названием «футбол», то когда мы говорим о культуре страны, о культуре нации, мы говорим о специфическом окрасе, о том колорите, который они приобретают в конкретном этническом и социальном контексте. И я думаю, что характер проявления футбольного кумира в отношении своих почитателей в разных странах различен: это может быть высокомерие, панибратство, выражение глубочайшего уважения и признательности. Это может быть готовность отдать всего себя своим поклонникам, понимая, что для них это, может быть, будет пиком счастья в жизни. Или, напротив, сказать: «Ребята, это ваше дело - радоваться или нет, а у меня сегодня ножка слегка как бы не такая, я буду играть так, как буду. По-моему, я себе это могу позволить».
Говорить о футбольной культуре данной нации надо, скорее, в соотнесении с ее (нации) общекультурным пространством. Допустим, культура футбола во Франции, как я себе представляю,