игровых его видов, - это может относиться и к единоборствам. И в этом смысле притягательность определяется в том числе и парадоксальностью. Поэтому, говоря об алогичности, я не могу отнести это качество к специфическим чертам только футбола. Хотя, повторяю, это мое непрофессиональное суждение.
Что касается творчества, импровизации или ремесла, то мое твердое убеждение, что это сопоставление двух подходов, двух способов осуществления любой деятельности, не только футбола. Это может быть ремесло с точки зрения четкого выполнения предустановленных кем-то приобретенных навыков. Это может быть импровизация и полет творчества, которые диктуются сиюминутным решением, а не некими отшлифованными задолго до того навыками. Я думаю, что это просто те самые две разные философии футбола. Причем совершенно понятно, что эти две философии могут быть у разных тренеров разных команд, но эти разные философии могут быть на одном поле у разных игроков. Это есть в футболе, есть в любом другом виде спорта: есть шахматист Карпов - есть шахматист Каспаров, есть футболист Беккенбауэр - есть футболист Круифф.
Я думаю, вдохновение, творчество, импровизация - это элементы любого творческого акта. Они могут находить наиболее подходящие для себя формы деятельности, но в каких-то видах деятельности могут быть скованны. Я не сомневаюсь, что творчество и импровизация у борцов могут присутствовать не меньше, чем у футболистов. Музыка предоставляет больше возможности для творческого проявления, чем резьба на фрезерном станке, но и там, и там творчество может быть, а может не быть. И в музыке может быть ремесленная отработка, вполне грамотная и вполне соответствующая всем канонам, но без полета души.
Футбол по сравнению с другими видами спорта, например с тяжелой атлетикой, предоставляет гораздо больше возможностей творчества. Ведь творчество - это нестандартный ход в конкретной ситуации. Процент потенциального творчества, процент ситуаций, которые позволяют сделать эти нестандартные ходы, в футболе (в сравнении с легкой атлетикой, штангой, греблей, борьбой) существенно выше, потому что в футболе
а) количество взаимодействующих людей больше,
б) само пространство значительно больше,
в) самих положений гораздо больше.
Я думаю, что так могут быть проранжированы все виды деятельности.
Я бы не говорила о духовности футболиста, духовности футбола и спорта в целом, равно как и о духовности художника, литератора и так далее. Я бы говорила именно о творчестве, о неких ценностных «подкладках», о чем мы говорили выше, потому что духовность - это то, что связано с системой ценностей. Если говорить о ценностях, которые проявляются в деятельности футболиста, то они проявляются в неменьшей степени, чем у художника в широком смысле слова: музыканта, танцора. Есть виды деятельности, которые иногда просто обозначают словом «культура». Это прежде всего искусство, религия и то, что относится к сфере морали. В какой-то степени наука. В них наиболее ярко находит свое внешнее воплощение принятая система ценностей. Но это не значит, что во всех остальных видах деятельности, включая приготовление пищи для любимого или нелюбимого человека, эти ценности отсутствуют. Другое дело, что мы их не учитываем, потому что они не выложены на поверхности. Точно так же и в спорте. Точно так же и в футболе. Эти ценности вычисляются, они понимаются, хотя сам человек, который занимается этой деятельностью, может даже не задумываться о том, что им движет: у него это на уровне подсознания. Но всякий анализ позволяет показать этому человеку, как он был ориентирован в своем действии, во взаимодействии с