Фото недели
Табло на Месталье


все страницы

Мильштейн О.
Надежды и муки российского футбола
стр. 246


соперником, с судьей. И хотя он абсолютно искренне верит, что он не это делал, но делал он именно это.

У Маркса есть такая хорошая фраза: «Этикетка системы взглядов нередко обманывает не только покупателя, но и продавца». Совершенно замечательная фраза! Маркс говорит это больше о науке, об идеализме, материализме, но это относится абсолютно к любой деятельности человека. То, что я делаю, нередко обманывает меня в смысле моей интерпретации, в смысле ценностных нагрузок, в смысле мировоззренческой подкладки, в смысле нравственных принципов. Мне кажется, это проявление одной, а де-факто получается проявление совсем другой системы ценностей. И у художника, если говорить о художественном творчестве, это тоже не всегда лежит на поверхности. Присутствие в определенном художественном стиле устремленности к небесам, к Богу, независимо от того, хочет человек сказать это или нет, проявляет его ориентацию на это. В искусстве это ярче видно.

В спорте, как и во многих других видах деятельности (если говорить о духовности вот в этом смысле слова), это проявляется меньше, и я бы вообще не говорила о духовности, я бы говорила о некой действительно творческой - нетворческой линии, о нравственности - безнравственности. Слово «духовность» очень размазывает эти вещи. Общение с Богом, когда футболист крестится в благодарность Богу за забитый гол, - это проявление духовности или нет? Для меня - нет. Скорее это некое символическое действие человека, которое никакого отношения к духовности не имеет (хотя вроде бы в контексте религиозных ценностей и должно иметь отношение).

Наиболее типичный, обобщенный портрет футболиста, его личности я бы описывала в зависимости от того, в рамках какого стереотипа задавался бы мне этот портрет. Потому что, с одной стороны, есть некая объективная, данная нам в ощущениях реальность под названием «футбол» и «футболист», а с другой стороны, мы все понимаем, что объективной реальности нет - есть только ее восприятие, и это восприятие очень разное в зависимости от социальных, психологических, этнических срезов. Поэтому наиболее типичный обобщенный портрет футболиста - это то, что есть в стереотипах.

Стереотипы разных социальных групп будут, естественно, разными. Насчет «все пьяницы» - не знаю: нечасто сталкиваюсь с таким стереотипом, а вот насчет того, что «третий сын футболист», - это стереотип достаточно распространенный, и большое количество футболистов подкрепляют его хотя бы в своих интервью. Если взять публичное интервью, да не обидятся на меня мои коллеги, у музыкантов, играющих на духовых инструментах, я не уверена, что все они выйдут за рамки вот этого стереотипа «.а третий был духовиком». Дело в том, что это не связано с нынешним видом их деятельности, - это связано с условиями их социализации. Значит, в этом смысле это просто жесткие условия взращивания звезды.

Все это мы видим на экранах телевизора. Стереотипы формируются не ребятами, которые во дворе гоняют мяч или играют в школьном духовом оркестре, а телевизором и газетой - тем, что вынесено на уровень массового восприятия. На экране телевизора мы зачастую видим людей, которые все-таки прошли значительный жизненный путь, прежде чем заняли вот эту самую позицию. Некий выдающийся игрок рассказывает, что в жизни он был многим обделен, неважно учился в школе. -под этим стереотипом кое-что лежит. Самыми обделенными в других каких-то формах социализации являются именно спортсмены высокого класса и художники высокого класса. Это объясняется нередко необходимостью вращения в определенной среде и компенсируется, добирается в процессе образования.

В спортивной среде образование очень специальное, а в системе специального образования многие вещи не компенсируются. Приобретенные знания закрепляются, и потом человеку очень тяжело «догонять». Можно «догнать» с помощью системы государственных стипендий, когда после завершения карьеры футболист-«звезда» получает от государства деньги, чтобы доучиться, стать

 
Новости
«Анжи» арендовал у «Арсенала» Брауна Форбса
Полузащитник тульского арсенала Фелисио Браун Форбс на правах аренды перешел в «Анжи», сообщает официальный сайт махачкалинского клуба. 25-летний футболист арендован до конца текущего сезона.
Полузащитник «Ростова» Эззатоллахи на правах аренды перешел в «Анжи»
Полузащитник «Ростова» Саид Эззатоллахи на правах аренды перешел в «Анжи», сообщает официальный сайт махачкалинской команды. 20-летний иранец арендован до конца сезона.
Футболист Павел Могилевец перешел из «Зенита» в «Ростов»
Полузащитник Павел Могилевец перешел из питерского "Зенита" в "Ростов". Контракт 24-летнего игрока с дончанами рассчитан на три года. В ближайшее время Могилевец должен присоединиться к команде.
Ал. Миранчук останется в «Локомотиве» как минимум до лета
Спортивный директор Российской футбольной Премьер-Лиги Виктор Пышкин сообщил, что полузащитник Алексей Миранчук не покинет «Локомотив» во время зимнего трансферного окна.
Дубль Гнабри принёс «Вердеру» победу над «Вольфсбургом»
«Вердер» на выезде обыграл «Вольфсбург» в матче 22-го тура чемпионата Германии. Встреча прошла в Вольфсбурге на стадионе "Фольксваген-Арена" и закончилась со счётом 1:2. Победу бременской команде принёс дубль экс-полузащитника лондонского "Арсенала" Зерге Гнабри.
Думбия арендован тульским «Арсеналом» у «Ростова» до конца сезона
Форвард «Ростова» Мусса Думбия стал игроком тульского «Арсенала». Как сообщает «Р-Спорт», со ссылкой на пресс-службу «Ростова», «Арсенал» арендовал игрока.
 

















35577