традиции, инерции культуры, которая набрала скорость в XX веке, все еще катится. Факт прихода на футбольные стадионы людей из других сфер указывает на то, что появился конкурент и что именно поле футбола в отрасли производства зрелищ, наверное, исчезнет. Это проблема, над которой надо думать все время. И не только футбольной или спортивной общественности.

Ю.Ч. Я думаю, что говорить о проблемах мирового футбола неспециалисту очень сложно, и я бы говорил, предположим, о проблеме зрелищности футбола. Возьмем последний чемпионат мира. На мой взгляд, надо менять организацию мирового чемпионата, отказаться от участия в чемпионате столь большого количества команд, разделенных на группы, со сложным выходом из групп с последующим проведением «стыковых» игр. От этого теряется зре-лищность, футбол теряет свою остроту. Я думаю, что Международная федерация футбола (ФИФА) зря пошла на отборочные игры в регионах. Ей достаточно отобрать очень небольшое количество команд, которые бы играли финал действительно мирового чемпионата. А все эти «стыковые» игры надо, наверное, отнести за ту сторону экрана. Их, конечно, нужно показывать, но это не должно быть финалом. Практика показывает, что интерес к этим соревнованиям теряется по мере увеличения числа команд в финале. Это что касается зрелищности чемпионатов мира.

Что же касается проблем российского футбола, то я уже многое перечислил. Я бы на месте организаторов футбола ликвидировал те многочисленные зонально-региональные подразделения, которые существуют сейчас. Сейчас даже специалисту трудно разобраться, в каком чемпионате участвует команда, какая это лига, какая это зона - их столько, групп, подгрупп, зон! Мы создали сейчас эти лиги, которые ни уму ни сердцу. На них идут огромные средства, которые можно было бы перебросить, перебазировать на верхние эшелоны российского футбола. Думаю, если мы создадим рациональную систему перехода команд, это ни в коей мере не скажется на популярности футбола. И это ни в коей мере не ухудшит состояние футбола.

Юрий Белоус

Генеральный менеджер команды «Торпедо-Металлург» (Москва), генеральный директор выставки футбольной индустрии «Футбол Маркет», учредитель и генеральный директор Высшей школы футбольного менеджмента, общественный деятель

Футбол - серьезный бизнес

Секрет популярности футбола в том, что, во-первых, это демократичная игра, во-вторых, это модель жизни, а в-третьих, когда играешь в футбол, человеческие качества проявляются особенно ярко. Если человек, скажем, нещедрый, то это будет видно и во время футбольной игры; если он отличается какими-то другими качествами, то футбол, как лакмусовая бумажка, выявит каждую из них. Футбол является коллективной игрой: тут один за всех и все за одного; тот, кто убирает ногу, подводит товарища. Футбол воспитывает такие благородные качества личности, как смелость, поддержку товарищей, щедрость и массу других. Футбол выполняет воспитательную функцию, причем на любом