Правомерно ли говорить о культуре футбола как о субкультуре, то есть о специфической подкультуре? Правомерно, конечно, потому что футбол - это, собственно, и элемент массовой культуры, шоу-бизнеса, контркультуры. Футбол давно и далеко вышел за рамки «элемента спорта», а спорт далеко вышел за рамки просто спорта. Значит, спорт сегодня - это и шоу-бизнес, и иногда, в каких-то аспектах, и контркультура, и элемент массовой культуры. Безусловно.

О магии и особой притягательности футбола, о том, что он не всегда логичен, а, наоборот, парадоксален. Да, согласен. Парадоксальность заключается в том, что порой (не всегда) деньги определяют возможности. Вот, например, в автомобилестроении - там понятно: деньги определяют возможности. В футболе есть команда с бюджетом в 50 миллионов долларов, и она может проиграть команде, у которой бюджет в десять раз меньше. Сильная команда может проиграть команде, которая играла хуже, хотя в течение чемпионата она все время играла лучше. Вспомните, когда московский «Спартак» выиграл у «Арсенала» 4:1 в Лиге чемпионов, у «Спартака» на тот момент был бюджет порядка 10-12 миллионов - у «Арсенала», я думаю, миллионов 80, если не больше. Я уже не говорю о таких парадоксальных голах в ходе самой игры, в движении! Там, где судья, очень много субъективного. Но в то же время объективен результат. а он может быть субъективным. И все-таки есть конечный результат, есть мерило. В этом-то и заключается магия. В прыжках в длину - ну какая тут магия! Прыгнул, допустим, 8, 20 см - 8, 30 см - и вдруг прыжок Бимона на 8, 90 см. Запредельно, конечно, это сенсация, но такое бывает раз за всю историю человечества. А в футболе такое может происходить все время. Или бег. Ну, пробежали 100 метров за 10.00 - 10.02 секунды - мы восхищаемся. Но в футболе-то: там же постоянно сумасшедшие страсти, там нет «обычного», даже нет ни одной игры, похожей на другую.

О духовности футбола и спорта в целом. Она особая, эта духовность. Я уверен, что футбол - это крайне интеллектуальная игра, что настоящий футболист - тот, кто думает мозгами. Иногда спинным мозгом, но, безусловно, мозгом. Здесь свой интеллект, свое видение. Тот, кто не думает, не может быть хорошим футболистом, - это однозначно. Здесь очень большую роль играют врожденные качества. Они - определяющие. Чувство гола для бомбардира - это врожденная составляющая, оно, это чувство, еще больше развивается в результате тренировок, но в принципе это врожденное качество. Герд Мюллер из Германии всегда оказывался в том месте, где был нужен, - потрясающий игрок. Есть много других известных бомбардиров. Футбол, если говорить о духовности, это прежде всего самопожертвование. Человек футбола жертвует образованием, культурным в том числе, и еще многим-многим для достижения цели и результата. И тут на первое место выходит воспитание - в семье, в школе, в футболе. В профессиональном футболе на высоком уровне играют в большинстве своем порядочные люди (для меня это сомнению не подлежит), потому что сама среда, коллектив заставляют человека быть порядочным. Если человек непорядочный, он выталкивается из этого коллектива, его не воспринимают сами футболисты.

Типичный, обобщенный портрет футболиста? Все разные.

Великие в прошлом футболисты, как правило, редко становятся выдающимися тренерами? Тут типичный вопрос - вопрос личности. Хороший, гениальный футболист должен быть личностью. Точно так же, как тренер. Хотя тренер совсем не обязательно должен быть хорошим футболистом. Но есть два великих человека, которые на поле были личностями, - это Пеле и Круифф (Йохан Круифф из Голландии, который тренировал «Барселону») - они супертренеры и суперфутболисты. И Беккенбауэр становился чемпионом мира по футболу и как тренер, и как футболист. Круифф - гениальный тренер-футболист, Дино Дзофф - такая же ситуация.

Что касается распространенных стереотипов в отношении футболистов как баловней судьбы - да, наверное, это правда. Часть людей, увы, нередко смотрит на футболистов как на дармоедов, людей недалеких, для которых главное - это заработать деньги и повеселиться. К сожалению, порой это