играли сами, они и на игру, и на свою реакцию смотрели бы совершенно под другим ракурсом. Реакция была бы другой.

Я придерживаюсь мнения, что национализм, национальный психоз, к сожалению, имеют место в нашем футболе. Но за это, в принципе, должны брать ответственность журналисты и идеологи PR-компаний. Не нужно далеко ходить - обратимся к последнему футбольному чемпионату мира. Конечно же, вся эта истерия была раздута прежде всего для того, чтобы все спонсоры («Бочка-рев и К°» - правильное пиво») смотрелись пафосно, эффектно. Но у людей происходит какая-то подмена понятий. Если массмедиа сообщают зрителю такой пафос по поводу состояния футбола у нас в стране (притом что на самом деле футбол у нас на очень-очень низком эволюционном уровне), такой пафос, что мы искренне смотрим на футбол как на явление глобального уровня, соотносим наш футбол с футболом развитых стран, то наши амбиции понятны. Когда они не оправдываются, у людей начинает выходить наружу совершенно неудовлетворенный националистический шовинизм.

В футболе это с большей яркостью выражено, но, конечно, относится и ко всему нашему спорту. Все мы помним ощущения (я, по крайней мере, очень хорошо помню) по поводу совершенно жутких скандалов в Солт-Лейк-Сити. Это было настолько унизительно! Я не могу объяснить это чувство, но как только все это произошло в фигурном катании, как только я увидела совершеннейшую неспособность руководства ОКР с этим справиться, как-либо отыграть с плохой миной при хорошей игре, - так стыдно! Это была полная политическая инфантильность! У меня все опустилось, мне даже было неприятно смотреть эти Олимпийские игры, не то что болеть, переживать. Я их смотрела просто по причине профессиональной необходимости. Конечно же, Олимпийские игры - это сфера национальных интересов, и, наверное, так и должно быть, учитывая, что во всем мире это так. Просто нужно себя адекватно оценивать. Я все время держу в сознании реакцию своей двухлетней дочери. Она, когда смотрит по телевизору соревнования, говорит «дети!»: для нее любые соревнования - это игра. И это правильно: соревнования - прежде всего игра. Конечно, игра.

Манипуляции массовым сознанием, поведением людей с помощью спорта конечно возможны. Но если мы берем нашу отечественную действительность, то все манипуляции имеют, к сожалению, только отрицательную направленность. А как с позитивной точки зрения? Да, можно говорить: играйте в футбол, мы будем строить в каждом дворе площадку, вы только играйте! Вы станете Роналдо и Пеле и ваше будущее будет обеспечено! Но это по меньшей мере просто иллюзорно и наивно. Долго, по-серьезному, эта кампания продолжаться не может. А вот с коммерческой точки зрения - да, компании-производители чего-нибудь в большом выигрыше: я пью такое-то пиво и теперь во дворах все пьют такое же пиво. Вот и вся манипуляция поведением людей, не более того! У меня в голове не выстраивается никакой другой логической цепочки общей кампании по поводу спорта, которая бы у нас сейчас развивалась.

Когда вы едете по Москве и видите рекламные стенды с большими буквами «Займись спортом!», а внизу-вверху, слева-справа - название какого-то спортивного магазина, рынка или еще чего-нибудь такого, вы должны понимать, что это правильно, так и должно быть, так как от этой рекламы идет отличный, очень значимый «откат» в спортивную сферу. Вполне возможно, что спортивному сектору мало что достанется - но вдруг перепадет! Тем не менее в мозгах у людей что-то выстраивается, то есть массовое сознание по отношению к спорту каким-то образом корректируется.

Спорт и мифы (опять-таки при участии журналистики) - это реальность нашей жизни. Футбольные мифы, как и все мифы о спорте, к сожалению, очень низкого пошиба, это какая-то гнусная ежедневность. Нормальным зрителям это вряд ли интересно. Наши журналисты должны обязательно влезть в квартиру спортсмена (актера, писателя, публичного человека), посмотреть на всех детей, заглянуть за спину жене, стараясь выяснить, сколько у нее в прошлом всего было, посчитать их деньги. Конечно же, из этого рождаются мифы, и журналистика работает прежде всего на общественное