может, и не всегда осознают, какие именно средства к этому побуждают.

По сравнению с другими видами спорта, футбол намного сложнее в ритмической структуре. Человек же не может игнорировать законы ритма. Слыша джазовую музыку, мы начинаем отбивать ритм ногой. Но постоянно заданный ритм требует внимания все меньше и меньше: продолжая постукивать ногой, мы можем начать разговор на отвлеченную тему. Чем сложнее ритм, чем чаще он меняется, тем большего и более напряженного внимания требует. Слушая серьезную музыку, уже не отвлечешься.

Я заговорил о ритме, во-первых, для того, чтобы объяснить, почему речь идет именно о футболе, а не о спорте вообще (футбол более сложен и потому требует изучения больше, чем какая-либо другая спортивная игра). И, во-вторых, потому, что обосновать зрелищную силу, эмоциональность воздействия футбола хочу, воспользовавшись лекциями швейцарского композитора и педагога Эмиля Жак-Далькроза о ритме.

В 1907 году Жак-Далькроз изложил свой метод музыкального воспитания — при помощи ритмической гимнастики. Впоследствии его лекциями пользовались для обучения молодых актеров. Любопытно; что Жак-Далькроз приводит примеры из спорта, упоминая при этом футболистов, теннисистов, воздухоплавателей (часто он называет их обобщенно — «гимнастами»). Но это лишь чисто внешнее родство. По существу же ряд высказанных им положений служит прямым доказательством нашей «теоремы». Так что мне заранее надо попросить у читателя прощения за то, что не буду закавычивать все цитаты из его лекций.

Наше тело, говорит Жак-Далькроз, со всеми его сложными органами дано для выражения таящихся в нас сил — значит, для движения. Движения порождают в нас одновременно физические и моральные ощущения: ощущение присущей нашему телу жизненной силы и сознание того, что эта сила подчинена нашей воле.

Позднее физиологи доказали, что зритель на трибуне стадиона мысленно повторяет все (даже мельчайшие) движения футболистов и, значит, испытывает почти те же ощущения.

Жак-Далькроз обращает особое внимание на: 1) взаимоотношения физических и интеллектуальных сил; 2) отношение между временем, которому мы подчинены, и окружающим нас пространством; 3) тесную связь представления с движением. Для ума представление имеет то же