однообразно. Все это в общей сложности и ограничивает рост нашего футбола. Те, кто видел в Швеции игру сборной команды Бразилии, находят наш футбол и недостаточно артистичным.

Ну что ж, все это так и есть!

Но было бы неправильным ограничиваться только констатацией недостатков. Сказав «а», следует сказать и «б». Отставание наших футболистов в технике - большая проблема. Радикально, раз навсегда, решить эту проблему возможно, но только при условии правильной постановки массового детского и юношеского футбола и, само собой разумеется, футбола в школе.

В команды мастеров молодежь должна приходить с хорошей технической выучкой. Поздно обучать тонкостям техники игры взрослых футболистов, если они не получили основательной технической школы в детстве и юношестве. И не нужно себя обманывать тем, что при помощи специальной тренировки с акцентом на техническую выучку якобы можно вооружить хорошим техническим мастерством уже сформировавшихся физически игроков.

Это вредное заблуждение. Оно противоречит как теории, так и практике спорта, уводит нас от единственно правильного, радикального решения проблемы.

18-20-летнего футболиста, если у него слабое техническое умение, и самый опытный тренер не сможет научить хорошей технике игры. Такого игрока можно лишь подправить, избавить от грубых ошибок в выполнении отдельных технических элементов. Не больше этого!

Нужно ли это делать? Конечно. Все мы, тренеры, занимаемся этим. Однако радикального решения проблемы повышения технического мастерства наших футболистов таким путем мы не добьемся.

Только правильная постановка детского и юношеского футбола, его массовость, обеспеченность инвентарем и спортивными площадками, открытыми для всех ребят, желающих играть в футбол, и, наконец, обязательная организация секций и футбольных команд в школах -вот что обеспечит рост технического умения наших футболистов, а отсюда - и общий подъем советского футбола.

Тактическое однообразие игры наших команд обусловлено многими причинами. Во-первых, слабость технического вооружения наших игроков приводит к обеднению тактического арсенала команд. Наши тренеры видят и остро ощущают по игре своих команд, как много возможностей выиграть соревнование не используется из-за технических ошибок. Это обстоятельство как бы снимает необходимость тактического новаторства, так как и «мощности» общепринятой у нас системы игры недоиспользуются по техническим причинам.

Во-вторых, тренеры не рискуют проделывать тактические эксперименты, пробовать новое из-за боязни потери очков. Вот почему они предпочитают придерживаться испытательных методов игры. Но вот тренер набрался смелости, и его команда вышла на поле в новой расстановке - с тремя полузащитниками или четырьмя защитниками, усилив одну из этих линий за счет уменьшения числа нападающих. Такой тренер сразу же обвиняется дружным хором футбольных рецензентов во всех смертных грехах, вплоть до пораженчества.

Было время, когда команды нападали значительно большим числом игроков, чем оборонялись. Это происходило на начальной стадии развития футбола. Затем эволюционным путем футбол пришел к арифметическому равенству сил нападающих и обороняющихся в поле игроков. На таком соотношении сил атаки и защиты футбол надолго задержался. Однако теперь, в современном футболе, довольно четко обозначилась тенденция к дальнейшему уменьшению количества нападающих и, естественно, к увеличению числа обороняющихся.

Эта тенденция появилась в результате изменения соотношения сил между нападающими и защищающимися игроками в пользу первых. Возросшее индивидуальное мастерство футболистов' повлекло за собой увеличение возможностей эффективного нападения. Создалось положение, при котором никакой защитник не может противостоять двум мало-мальски грамотным нападающим, в то время как один нападающий, хорошо владеющий скоростной обводкой, может обыграть двух обороняющихся игроков. Объясняется это просто: чем выше мастерство игрока, тем больше преимуществ перед противником дает ему инициатива игрового действия.

А вот критики новой тенденции не учитывают этого обстоятельства и встречают ее в штыки. Они никак не хотят понять того, что функции игроков, которые не называются