Конечно, могут быть и синяки, и ссадины, и какие-то ушибы; в конце концов, и ногу можно поломать

- но это исключение. А так - эта игра очень полезная. Исходя из этого можно, конечно, строить некую философию: мол, футбол - игра полезная в физкультурном плане, футбол - игра интересная как зрелище, футбол - полезная игра для отдыха и так далее. Если страна находится в здоровом состоянии, то футбол, мне кажется, можно сделать более полезным для людей.

Возьмем население города, в котором создается хорошая футбольная команда. На городском уровне, я считаю, патриотизм проявляется сильнее, потому что болельщики начинают чувствовать себя как одно сообщество, как землячество. Появляется здоровый земляческий, общинный патриотизм. Тут даже слово «патриотизм», пожалуй, не подходит - скорее община, что ли, какой-то корпоративный дух. Сегодня людей трудно чем-то сплотить, а здесь, когда на стадионе собираются хотя бы даже десять тысяч и люди психологически настроены на одну волну, на одну частоту, они в одном резонансе, - в этом отношении философию футбола было бы очень интересно развивать как некое средство.

Есть такое понятие, как «оптимизация социума». Так вот футбол в этом отношении мог бы стать хорошим средством именно позитивного влияния на общество. На фоне развития экономики, общественных организаций, гражданского общества, то есть когда социальный организм здоров, футбол вызывает у людей добрые чувства. В этом отношении футбол может людей сплачивать по всем направлениям.

Что же касается вопроса о том, какова философия нашего российского футбола, то могу привести такой пример. У нас в газете есть рубрика «Сумерки литературы». Как-то позвонил один читатель: «Ну что вы так озабочены сумерками литературы! А как может быть не сумеречной литература в сумеречном обществе?» Наше общество сегодня действительно какое-то очень сумеречное, и поэтому философия нашего российского футбола сегодня тоже несколько ущербна.

Вот яркий пример ущербности нашей философии - случай с Сычевым. Понятно, что папа, воспитывая сына-футболиста, наверное, мечтал о том, чтобы сделать из него определенное «предприятие», чтобы можно было на сыне заработать какие-то деньги. Однако я не буду выпячивать эту сторону дела, я возьму другое. Моему сыну приблизительно столько же лет, сколько этому парню, и я вижу, что сын еще не способен сам принимать решения. Я ставлю своего сына на место Сычева: пробивается парень в высшую лигу, в лучшую команду чемпионов, и моментально себя проявляет. Команда сборной страны плохо сыграла на чемпионате мира. Он - буквально единственный, кто отыграл достойно, кто вернулся оттуда с высоко поднятой головой, чем сразу привлек внимание зарубежных клубов. И в это время из-за того, что у нас все общество больное, вокруг него начинается какая-то возня, какие-то неувязки с контрактом (а я догадываюсь, откуда они возникают!) - в конце концов мы потеряли игрока. Игрока, который радовал бы наших болельщиков, приносил бы дополнительные эмоции. Как показывает опыт хоккея, человеку, уехавшему из страны в НХЛ, за национальную команду играть сложнее: он уже теряет вот этот дух, как Антей, оторванный от родной земли. В здоровом обществе так бы не произошло.

Поэтому у нас и философия футбола сегодня торгашеская, рваческая. Именно даже не торгашеская, а рваческая. Не случайно все больше информации проходит в печать, что хозяева наших футбольных команд часто близко соприкасаются с криминалом. У нас криминал сегодня проник даже в киноискусство, кинопрокат - чего уж там говорить про футбол! Конечно, это рвачество негативно влияет на все стороны общественной жизни. Ведь игроками начинают торговать не для того, чтобы подобрать хороший коллектив, а просто для того, чтобы на любой сделке получить какие-то дополнительные деньги.