окружает и на которую она сама в какой-то степени влияет. Эти "возмущающие" воздействия внешней среды могут отклонять движение системы от выбранной траектории.

Естественно, что чем лучше мы знаем поведение системы под влиянием факторов внешней среды и чем полнее сведения о самих внешних воздействиях, тем правильнее могут быть выбраны управляющие воздействия.

Таким образом, на управляемую систему (футболиста) действуют различного рода факторы, которые могут отклонять состояние системы от желаемого. Совокупность таких факторов называется возмущением (например, изменение условий внешней среды).

Кроме того, следует отметить, что на систему, которая управляет (тренер) и определяет программу, поступают команды извне. Это называется задающими воздействиями, а команды, поступающие от управляющей системы к управляемому объекту, называются управляющими воздействиями.

В спортивной практике к управляющим воздействиям можно отнести необходимые по структуре упражнения, определенные вариации продолжительности и разные уровни интенсивности их выполнения, режимы чередования л серий упражнений с отдыхом, количество повторений, задачи действий в реализации технико-тактических упражнений и т.д.

Методы управления определяют и способы выработки управляющих воздействий. Следует учитывать, что существующие управляемые системы могут быть многофункциональными. Коллектив футбольной команды, которому необходимо выполнять большое количество двигательной и творческой деятельности, является одной из таких систем. Для управления им необходимо располагать рядом управляющих воздействий, каждое из которых связано с. выполнением определенной функции. Эти управляющие воздействия взаимосвязаны и зависят от уровня друг друга.

По определению Н.М. Амосова, воздействие — это получение системой извне или сообщение вовне энергии (информации). Воздействие имеет определенные параметры: вид энергии, область приложения, интенсивность, продолжительность и т.д. В условиях взаимодействия нескольких сложных систем воздействие — это функция одной системы или восприятие функции другой системы.

В результате воздействия в организме накапливается информация о том или ином процессе, действии, событии и т.д. в виде моделей, представленных их структурой или функцией. Эти модели запоминаются и сохраняются в течение определенного времени. Выделяют два типа запоминания, или памяти, — кратковременную, или функциональную, и долговременную. Как сложные системы, обладающие способностью моделировать внешний мир, они имеют свои типы моделей и свою систему запоминания.

Следует отметить, что усвоение информации и ее переработка заключается в трансформации одних моделей в другие. Иными словами, временная модель сравнивается с другой моделью—эталоном из памяти — с последующей выдачей сигнала, который соответствует новой, обобщенной модели. Этот процесс можно назвать этажными моделями (или иерархическими). Осуществляется он в виде пространственной или временной суммации, т.е. в первом случае "узнается" пространственное расположение элементов модели той или иной системы, во