втором — последовательность изменения элементов, например возбуждение рецепторов во времени [3].

Чем выше этаж модели, тем большее число возможных моделей внешнего (или внутреннего) мира он содержит и больший круг событий осмысливает. Качество моделей определяется прошлой тренировкой. Изменение той или иной ситуации, действия во времени воспринимается как последовательное возбуждение моделей отдельных моментов. Чтобы распознать всю ситуацию, не обязательно увидеть ее от начала до конца — это можно сделать по первьгм фрагментам, если она или подобная ей много раз повторялась и уже запечатлена в памяти. На этом основано предвидение, играющее большую роль в жизнедеятельности вообще и в спортивных играх в частности. Чем выше уровень сознания, тем по большему числу параллельных и взаимодействующих каналов анализируется информация, этот анализ может осуществляться на разных уровнях (сознания, подсознания).

В общих чертах, по Н.М. Амосову, программы поведения сводятся к этажной переработке внешней и внутренней информации с обучением, поиском, созданием многих моделей смысла и качества. Это выражается: в построении воображаемого плана (в виде многоэтажной модели образов и качеств, отражающих ощущения); принятии решения (в результате оценки разных вариантов); в самих действиях (на основе последовательного включения комбинаций заученных движений.

Действия осуществляются под контролем обратных связей мышц, суставов, объекта воздействия. В памяти последовательно отражается модель выполняемого действия и сравнивается с планом. Если есть рассогласование, то включается программа увеличения или уменьшения усилий, изменения плана либо прекращения действий. Выполненные в тех или иных ситуациях действия остаются в памяти в виде модели на одном или .нескольких этажах, т.е. запоминаются подробно, в общем виде или в виде деталей.

Важнейшей частью игровой деятельности футболиста является творческий выбор решения ситуаций, что представляет собой синтез новых двигательнотактических моделей в коре головного мозга, в противоположность способности только рефлекторно воспроизводить заученные действия. Новые модели (как комбинации из готовых моделей) создаются в результате определенной программы поиска либо непредвиденного стечения обстоятельств.

Можно отметить большое разнообразие в поведении футболистов, которое объясняется различиями в наследственной способности перерабатывать и запоминать информацию, воспитании, предыдущих условиях жизни. Следует учитывать, что даже при прочих равных условиях становление игрока как тактической единицы может происходить по-разному, в зависимости от самоорганизации, когда возбуждение и тренировка одних моделей формируют вокруг себя другие. Чем выше уровень мышления, т.е. больше параллельных цепей и этажей в обработке информации, тем разнообразнее и отчетливее индивидуальные различия.

От самоорганизации зависит количество комбинаций новых моделей двигательных игровых действий футболистов, несмотря на одинаковые условия тренировочного процесса для всех игроков. Отсюда и разный уровень технического и тактического    мастерства,    приобретаемый в процессе

тренировочных занятий.

Ученые считают, что всякое познание можно трактовать как моделирование. "... Когда я что-то знаю, это значит, что в коре моего головного мозга имеются