серии начинались при ЧСС 130-140 в 1 мин (тип "А"), несмотря на увеличение времени отдыха между сериями.

Подтверждала это динамика показателей мышечной работоспособности, в которой также отчетливо выделялись три состояния. Такая последовательность функциональных состояний организма приводила к изменению программ развития функциональных возможностей. Малотренирующие условия ("Д") переходили затем в условия, "выгодные" для развития специальной скорости ("В"), а после этого создавали условия для развития специальной выносливости ("А").

Подобное сочетание программ в одном занятии малоэффективно, но может быть оценено и как продолжительное в случае, если решается задача развития специальной выносливости. Однако такое смешанное занятие занимает много времени (170-180 мин) и плохо переносится футболистами, поэтому эффективность его низка. Желаемого результата (т.е. развития специальной выносливости) можно достичь, используя менее продолжительную модель типа "А".

Непрерывная регистрация динамических и кинематических параметров двигательной деятельности футболистов, ускорения отдельных звеньев тела и общего центра массы, скорости перемещения игроков, пространственных, временных и силовых дифферен-цировок при выполнении заданных движений с помощью многоканальной радиотелеметрической установки позволила выяснить некоторые особенности в динамике интенсивности выполнения игровых действий. Игрокам, как правило, ставится задача осуществить индивидуальные или групповые тактические действия с околомаксимальной интенсивностью. Именно такие действия можно считать наиболее эффективными, способствующими игре в "опережение" соперника как при отборе мяча, так и при развитии и завершении атаки. Однако высокую интенсивность действий удается поддерживать относительйо непродолжительное время (от 6-8 до 10-12 мин), в зависимости от подготовленности футболистов. Начиная с 10-12 минуты интенсивность начинает снижаться из-за наступающего утомления. При этом значительно уменьшается эффективность действия футболистов. К тому времени возрастает и количество ошибок при выполнении технических приемов, различных способов передач мяча и ударов в цель и т.п. Следовательно, тренирующая возможность тактических приемов становится нецелесообразной.

Спортсменам необходимо предоставить отдых или переключить на малоинтенсивные действия, позволяющие восполнить работоспособность , с тем, чтобы потом вновь проявить высокую интенсивность индивидуальных и групповых действий. В период перерыва целесообразно совершенствовать разные передачи мяча, приемы, -удары в ворота, стандартные положения и т.д.

Такой подход позволяет не только более эффективно развивать двигательные качества, усваивать предлагаемый материал, но и способствует формированию более качественного игрового мышления.

Исходя из сказанного, мы считаем нецелесообразным дальнейшее увеличение продолжительности серий игровых упражнений (более 20 мин) с высокой интенсивностью.

Если в тренировочных занятиях необходимо применять 12-15 минутные серии (независимо от модели) для сохранения функциональной активности систем в каждой из моделей ("А", "В" или "Д") то количество повторений ограничивается 3-5 сериями. Повторение 12-15 минутных серий 8-10 раз вызывает такие сдвиги в